Законы об авто на «еврономерах»: победа или предательство?

Верховная Рада Украины таки приняла законы, которые должны в конце концов поставить окончательную точку в истории с «евробляхами». Так, в парламенте проголосовали за два проекта законов: первый № 8487 снижает акциз на подержанные автомобили, второй № 8488 — вводит крупные штрафы за пользование «бляхами» на территории Украины.

Закон № 8487 устанавливает следующие базовые ставки акцизного налога для нового автомобиля в зависимости от типа топлива и объема двигателя: для авто с бензиновым двигателем объемом 1000 куб. см — 50 евро; от 3000 куб. см — 100 евро; для дизельного двигателя — 1500 куб. см — 75 евро; от 3500 куб. см — до 150 евро. Также для подержанных автомобилей предусмотрена новая формула расчета налогов, которые должен уплатить владелец транспортного средства при ввозе в Украину: базовая ставка*объем двигателя*возраст автомобиля. Для владельцев «евроблях» депутаты предусмотрели льготные тарифы на растаможку, дав им 50 % скидку, если они за три месте легализуют свои автомобили.

В то же время, если владельцы автомобилей на иностранной регистрации не легализуют свои транспортные средства, то их ждут штрафные санкции. Так, за превышение срока пребывания авто на территории Украины от 10 до 20 суток предусмотрен штраф 8 500 гривен, от 20 до 30 суток – 85 тысяч гривен, более чем на 30 суток — 170 тысяч гривен. Кроме того, в статье 481 речь идет о штраф за нарушение срока пребывания автомобиля в режиме временного ввоза (1 год) на уровне 17 тыс. грн в случае превышения срока на 10…20 суток, 85 тыс. грн — 30 суток, свыше месяца — 170 тыс. грн или конфискация.

Принятые законы — это компромис

Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак утверждает, что эти законы — это компромисс, на который пошла власть. «Принят закон о «евробляхи» — это компромиссное решение, которое должно удовлетворить владельцев автомобилей на иностранной регистрации. Особенно они должны быть довольны тем, что в течение 90 дней можно растаможить автомобиль по льготному тарифу. Полностью освободить от налогообложения владельцев «евроблях» было бы не справедливо в отношении тех людей, которые при покупке авто честно уплатили все налоги. Если протесты будут продолжаться, это будет свидетельствовать о том, что акции протеста «жестянщиков» имеют не экономический подтекст, а политический и их кто-то финансирует», — отмечает эксперт.

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко утверждает, что от того, что «евробляхи» позволили растаможить по льготным тарифам, выиграли «евробляхери» и украинцы, которые пока что не приобрели автомобиля. «Теперь можно растаможить любую “жесть” с уменьшенными ставками акциза, что в 5…38 раз меньше по сравнению с существующими. Плюс предусмотрена еще и скидка на растаможку 50 % на 90 дней с момента публикации законов. Также растаможку можно сделать без выезда за границу, на внутренней таможне без документов на авто, только при наличии договора купли-продажи авто, оформленного без нотариуса», — отметил эксперт.

Также он отмечает, что в этом законе есть негатив для импортеров автомобилей и экологии, поскольку парламентарии разрешили растаможивать даже те автомобили, которые в Европе просто готовы выбросить. Олег Назаренко прогнозирует, что в Украину теперь будут завозить дешевые и неэкологичные авто. Вместе с тем, как утверждает экономист Александр Охрименко, некоторые «евробляхери» могут не согласиться даже на эти льготные условия растаможки авто. «Думаю, что «евробляхери» не согласятся даже на такие льготные тарифы на растаможку автомобилей. Это уже заметно по их реакции, ведь они не побежали легализовать свои автомобили, а продолжили протест», — отмечает экономист.

Автомобили подешевеют, бензин подорожает

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров прогнозирует, что подержанные автомобили на украинской регистрации после принятия этих законопроектов подешевеют на 20…30 %. В то же время, эксперты прогнозируют, что в Украине появится большое количество подержанных автомобилей из Европы. Экс-министр экономики Украины Владимир Лановой отметил, что это существенно снизит цены на подержанные автомобили в Украине.

«Принятие законопроектов об уменьшении ставки на ввоз из-за рубежа подержанных автомобилей действительно приведет к тому, что в Украине значительно больше старых авто. Сейчас уже в Киеве подержанный автомобиль из-за границы можно купить за 2…3 тысячи долларов. И как следствие, много украинцев, которые покупали свои автомобили в Украине с салона, не могут их продать по той цене, которую бы они хотели. Для этих людей, возможно, это и является негативом. Но в целом для потребителя — хорошо, потому что человек сможет купить для себя автомобиль по адекватной цене», — утверждает Владимир Лановой.

Экономический эксперт Александр Охрименко отмечает, что снижение акцизов на авто чиновники компенсируют повышением акцизов на бензин. «В Украине сейчас действительно появится очень много дешевых автомобилей, которые будут не всегда исправные. Есть опасность, что в Украину вообще начнут свозить металлолом, с которым не знают, что делать в Европе. Но это — не единственная опасность. Стоит понимать, что сборы наши чиновники будут компенсировать за счет других налогов. Я прогнозирую, что у нас уже в ближайшее время вырастет стоимость топлива, поскольку на него будет повышена акцизная ставка. Получим такое: дешевые автомобили, но дорогой бензин», — отметил экономист.

Что пойдет в бюджет?

Пока неизвестно, сколько в Украине находится автомобилей на еврономерах. По данным Государственной фискальной службы, в режиме транзита 2016 года в Украину попало 127,5 тыс. автомобилей. 2017-го это число выросло почти вдвое — до 212 тыс. авто. За первые шесть месяцев 2018 года объемы транзита авто с иностранной регистрацией превысили показатели всего 2016-го и составили 152,4 тыс. штук. В режиме временного ввоза 2016 года в Украину было ввезено 616 тысяч «блях». 2017-го объемы ввоза авто, которые имели право находиться в Украине, значительно выросли и составили 753,3 тыс. машин. В январе-июле 2018 года в Украину всего попало 493,3 тысяч «євроблях». В то же время, по данным ДФС, в 2017-м совокупно в Украину заехало 11,2 млн транспортных средств, а за шесть месяцев 2018 года такое количество транспортных средств составляла 5,1 млн единиц.

Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак утверждает, что «евробляхери» под страхом штрафов все же начнут растамаживать свои автомобили и от этого в бюджет должно поступить 2…6 миллиардов гривен. «Я прогнозирую, что бюджет за эти 90 дней, когда будет действовать льготный тариф на растаможку, получит несколько миллиардов гривен. Учитывая то, что у украинцев низкий уровень доходов, когда позволить себе покупку нового автомобиля из салона могут единицы, я прогнозирую, что уже впоследствии в Украину завезут большое количество подержанных авто и от этого люди также будут платить сборы», — отметил Андрей Новак.

Чтобы был рынок, нужно поломать коррупционные схемы

Экс-министр экономики Украины Владимир Лановой говорит, что в Украине только тогда будет автомобильный рынок, когда будут уничтожены старые коррупционные схемы, например, поддержка национального производителя, которого нет.

«Украинский рынок новых автомобилей отгорожен от иностранного специальными акцизами, которые вычисляют согласно объема двигателя транспортного средства. И это не нормально. Потому что автомобиль не должен быть предметом роскоши, он должен быть доступным рядовому украинцу. Акцизы же накладывают на то, что или вредно, как алкоголь, или то, что считается предметом роскоши, как, например, в Советском Союзе было золото. Должен быть адекватный свободный рынок. Эти акцизы на авто созданы для того, чтобы якобы поддержать внутреннего производителя. Этот «производитель» — «Укравто», которым руководит Тариэл Васадзе. Однако там ничего за все эти годы не было сделано для становления украинского автомобильного производства.

К нам просто ввозят готовые автомобили корейского производства, здесь прикрепляют условно говоря, зеркало, и оформляют это как авто украинского производства. Зато на новые автомобили иностранного производства ставят акциз в размере 30…40 % от его стоимости. Такой наглости нет нигде. И поэтому украинцы стали покупать за рубежом подержанные автомобили. Чтобы украинцы начали покупать новые и качественные авто, должно быть заламана система этих неадекватных пошлин и акцизов на новые автомобили иностранного производства. Растаможка должна быть прозрачной, дешевой и быстрой. Тогда исчезнут и контрабанда, и взятки», — отметил эксперт.

Владимир Лановой отметил, что появление в Украине большого количества дешевых подержанных автомобилей приведет к банкротству «Укравто». «Это первый шаг, чтобы сломать старую коррупционную систему с «Укравто». Из-за того, что на рынке появится много подержанных авто по адекватной цене, украинский «производитель» обанкротится, поскольку не сможет ничего продать. Крах «Укравто» приведет к оздоровлению украинского рынка автомобилей. Это, конечно, ненормальный путь, все можно было сделать цивилизованно, но имеем, что имеем», — подчеркнул он.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *