За разрушенный Донбасс ответит … Евросоюз?

Разрушенный Донбасс

Президент Петр Порошенко придумал, как восстановить разрушенный Кремлем украинский Донбасс. По мнению Президента Украины, сделать это должны страны Евросоюза. На днях Порошенко заявил, что Германия могла бы взять себе Краматорск, Греция — Мариуполь, Великобритания — Волноваху, другие страны — Северодонецк, Лисичанск, Авдеевку и так далее.

«Если люди будут инвестировать в обновление нормальной жизни на Донбассе, они будут понимать тот уровень проблем, который сегодня касается нас», — заявил Петр Порошенко. А также сообщил, что теперь все украинские послы заниматься очень важной задачей — «мобилизацией средств мира для восстановления инфраструктуры Донбасса». Но захочет ли мир инвестировать свои средства в далеко недешевое восстановление чужой территории, к разрушению которой он, кстати, никакого отношения не имеет — остается под вопросом.

Так какой может быть ответ Европы Президенту Порошенко и каким путем гарант может реализовать свой «план»? Об этом наш корреспондент спросил у директора Агентства по Развитию Приазовья Константина Батозского, дипломата Богдана Яременко, бывшего офицера оперативного управления Генштаба ВСУ Олега Жданова и военного эксперта Юрия Колесникова.

При каких условиях может быть реализована инициатива Порошенко по восстановлению Донбасса?

Богдан Яременко:
Это не инициатива, а желание Порошенко. И реализовано оно не будет никак. Восстанавливать то, что еще не освобождено? Как? Кто будет вкладывать в это деньги и зачем? Это Порошенковое желание даже не описано как проект. Это же должна быть ежедневная работа правительства, например Министерства по вопросам оккупированных территорий, которые должны реализовывать конкретные планы.

Вот если нужно восстанавливать — то освобожденные территории, и следует думать, за какие деньги — нужно аккумулировать их, проводить мероприятия для сбора этих средств. Зато эта «инициатива» Порошенко — только пустая болтовня, которая время от времени внезапно следует, а потом заканчивается так же быстро и без каких-либо результатов. Пока это только пустые слова в пределах президентской избирательной кампании, которые должны продемонстрировать причастность Порошенко в каких-то побед. Зато возникает вопрос: что мешало ему до сих пор собрать средства на восстановление освобожденных территорий и мешает Правительства работать в этом направлении. Отсутствие воли ?!

Юрий Колесников:
Порошенко в первую очередь бизнесмен. И выход, который он предлагает, — блестящий. Для него и его окружения. Восстановить Донбасс по кредитам и транши ЕС? И повесить все это на украинском. Для народа это, извините, задница. И почему мы не вешаем это на Россию? Почему мы должны закрывать проблемы, которые повлекла Россия?

Может Европа согласиться на это? Какой смысл для нее здесь может быть?

Олег Жданов:
И Украина здесь нет никакого смысла. Это полный популизм со стороны Президента Порошенко. Это абсолютно нереальные вещи. Учитывая уровень коррумпированности нашего высшего политического руководства, говорить о каких-то инвестиционные проекты для европейских кампаний на сегодня — просто утопия. Во-первых, даже если бы Европа согласилась на это предложение — деньги украли бы сразу. Во-вторых, а зачем Европе вообще вкладывать деньги в чужие руины? Они не участвовали в этом разрушении. Ну и в принципе, вкладывать деньги они согласятся только тогда, когда увидят для себя преференции в плане прибыльности каких-то предприятий. Инвестиция же всегда укладывается в какие-то прогнозируемые доходы, а просто так денег никто не даст. А сегодня представьте: они вложат деньги, а потом придут рейдеры и отберут деньги вместе с бизнесом и всем остальным. Как бы Европа на это сейчас согласилась?

Думаю, что ЕС прекрасно понимает ситуацию в Украине, они же не первый год работают с этой властью, поэтому, вероятнее всего, ответа не будет вообще никакой. Они просто пропустят это мимо ушей и это будет исключительно внутренняя украинская «событие» — внутри Украины родилось, здесь потихоньку и умрет. Может, было бы смешно, если бы не было так горько, но это в стиле Петра Порошенко. Этот парад в центре Киева 24 августа был больше похож на партийный съезд Блока Петра Порошенко и на старт избирательной кампании самого Порошенко, чем в ознаменование годовщины независимости Украины. Там он наобещал больше, чем за все четыре года пребывания у власти.

Богдан Яременко:
Франция и Германия в рамках Минских договоренностей обязались помочь восстановить банковскую систему на Донбассе. Только и всего. Но в принципе помочь реально сейчас нельзя. Сначала нужно освободить те территории и обеспечить безопасность. Иначе это все — нонсенс.

Константин Батозский:
Инициатива Порошенко о восстановлении Донбасса силами европейских городов напоминает советские практики. Смысл реинтеграции оккупированных территорий заключается не в том, чтобы просто восстанавливать разрушенную инфраструктуру региона. Реинтеграция предусматривать, прежде всего, отмена условий, которые привели к оккупации и войны. Донбасса нужна другая экономика — экономика, не основывается на цепочке уголь — кокс — металл, не зависит от Рината Ахметова, и соответствует вызовам современного мира. Речь идет, прежде всего, о развитии современной энергетики — это добыча сланцевого газа, развитие альтернативных источников энергии и тому подобное. Также необходимо развивать аграрную отрасль. Не менее приоритетной является и восстановление инфраструктуры региона. Это все потребует безумных инвестиций. А завести их в регион возможно только через создание условий для прихода инвестиций и технологий из-за рубежа. Поэтому акцент в государственной политике надо делать именно на создании условий для инвесторов. Европейцы должны видеть в Донбассе возможности, а не очередную попытку выклянчиванием денег.

Юрий Колесников:
А с какого перепугу страны Евросоюза должны восстанавливать города Донбасса, если эти города разрушены Россией? Города Донбасса должны быть восстановлены только за счет Российской Федерации. И никак по-другому. А отмазывать агрессора от вопросов контрибуционных, от средств, которые РФ должна заплатить Украине за аннексирован Крым разрушен Донбасс — это уже другой вопрос … Интерес этой власти.

Каким путем мы можем добиваться компенсации от РФ?

Олег Жданов:
Для того, чтобы выдвинуть требования РФ — надо признать факт войны, надо признать, что эта страна зашла своими войсками на Донбасс, что своей артиллерией и авиацией разбомбила наши города и села. Сколько бы исков мы не подавали, вопрос стоит: на основе чего они нанесли нам вред. Так вот: на основе вооруженного нападения. Тогда суд рассматривает вопрос. А сейчас говорят, что Россия «поддержала боевиков». А каких боевиков, где там они? Сегодня это некие «мифические» боевики, с которыми ВСУ воюют уже пятый год. Любой суд будет рассматривать дело по существу, им нужны будут факты для того, чтобы выслушать стороны и найти решение. А если нет фактов войны, то о чем говорить?

Почему войну не признано столько лет? Это чем-то грозит?

Олег Жданов:
Признание факта войны в коем случае не означает, что мы завтра пойдем в открытое наступление. Это политический шаг, который власти действительно должна была сделать в самом начале. Сейчас, кстати, очень интересные факты следуют по Крыму. Бывший глава МИД Украины Андрей Дещица в суде по делу Януковича сказал очень интересные вещи. По его словам, отказ от защиты Крыма было принято коллегиально нынешними первыми лицами государства, потому что они очень хотели получить эту власть, им важнее было проведение выборов президентских и парламентских, чем защита целостности Украины.

Доля прямо сказал, что была договоренность между Турчиновым и Порошенко не объявлять в Крыму военное положение, войскам не позволять стрелять, мол, пусть забирают Крым — а мы проведем выборы. Вот вам и ответ на все вопросы. Им нужно было гарантировано получить власть в стране, а территориальные потери были абсолютно безразличны. А настоящее непризнание факта войны является их гарантией сохранения у власти. Никогда при этой власти факт вооруженной агрессии РФ признано не будет — потому что слишком большая зависимость нынешних чиновников от РФ. Фактически, Украина как была так и осталась на политические орбите Кремля. И в этом основная заслуга Петра Порошенко.

Насколько сложно будет восстановить Донбасс?

Юрий Колесников:
Восстанавливать Донбасс — значит зайти на территории, загрязненные взрывоопасным мусором (мины и боеприпасы), токсичными и радиоактивными веществами. У людей, которые выезжают оттуда, уже замечено первые признаки лучевой болезни, кстати. Вместе с тем, мы не знаем точных последствий затопления шахт, мы не знаем, не использует их РФ в ядерных целях. Мы не знаем, что там происходит. Это работа на территории, загрязнена токсичными отходами. На шахтах также добывается пустая порода, а это не всегда безопасна вещь. Именно поэтому тараканы иногда имеют способность взрываться. Вместе с тем, угля на донбасских шахтах — это сопутствующая ископаемое. Основная же — это уран. Де-факто это урановые шахты, из которых добывали уголь, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии. Вот во все это предлагает залезть Евросоюза Петр Порошенко. А на каких условиях?

Сколько средств потребуется на восстановление Донбасса?

Юрий Колесников:
Там говорится о триллионах! После осушения шахт миллиона тонн выведенной воды надо будет очистить. А очистка от радионуклидов — это очень дорогой процесс. Без этого нельзя. Иначе в качестве радиоактивного болота мы получим Азовское море. Уже сейчас. Поэтому это надо делать, безусловно. Но кто, на каких условиях? Кто полезет туда? Европейские рабочие, или, может, украинские? Кто за это будет платить?

Олег Жданов:
Украина до сих пор даже не оценила убытки. Мы могли бы хоть приблизительно подсчитать цифры: потеря предприятий, инфраструктуры и тому подобное. Власть не спешит этого делать. Если верить нашему начальнику Генштаба, то, отходя из Дебальцево, наши войска оставили там «лунный ландшафт». А если верить реалиям действительности, то на железнодорожной станции Дебальцево не было ни одного разбитого стекла. Так как считать потери? Стопроцентное восстановление этого железнодорожного узла, далеко не самого маленького в Украине, кстати, или там ничего не надо восстанавливать, можно только провести очередной косметический ремонт для обновления интерьера и улучшения работы самого железнодорожного узла? Это разные деньги.

Юрий Колесников:
Здесь даже не о восстановлении городов надо говорить. У нас экологическая катастрофа, развитие приведет к катастрофе в Азово-Черноморском бассейне. Чернобыль ничто по сравнению с тем, что нам грозит в Донбассе. И мы не можем решить эту катастрофу без освобождения территорий. А освободить территории невозможно Минским процессом, за который так твердо держится Порошенко. Причина возникновения проблемы — военная. И решение может быть только военное. У нас у восточных границ армия страны, у которой цивилизационное отставание лет на 500-700. Если сомневаетесь — посмотрите, когда у них впервые появился университет. Здесь дипломатия никак не действует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.