Вторая годовщина правительства Гройсмана: вместо «жизни по-новому» — ложь и манипуляции

В апреле проходит два года с тех пор, как премьер-министром Украины стал Владимир Гройсман. Всем нам он пообещал показать, как «управлять страной». А вместо этого, за время его правления мы пережили очередной рост цен, инфляцию, газовый кризис, падение гривны, аресты «майдановцев» и очередные попытки повышения коммунальных тарифов.

В пятницу, 20 апреля, Гройсман должен будет публично перед депутатами Верховной Рады отчитаться о своей деятельности. Однако уже потом выяснилось, что его отчет перенесли аж на июнь.

Почему? Не потому ли, что Гройсману нечем гордиться? Какие успехи продемонстрировал действующий премьер на своей должности? Об этом корреспондент kordon.org.ua спросил у экс-министра экономики Украины Владимира Ланового, председателя Комитета экономистов Украины Андрея Новака, политолога Ярослава Макитры и политического аналитика Александра Кочеткова.

Как вы оцениваете два года деятельности правительства Владимир Гройсман?

Александр Кочетков:

Два года мало кому удалось пробыть на посту премьер-министра и обычно это ни к чему хорошему не приводило. Гройсман на своем посту начинал довольно амбициозно. Он обещал, что продемонстрирует, как нужно управлять государством. Нам обещали улучшение в медицине, социальной сфере и другом. И, к сожалению, ничем положительным правительство Гройсмана не отметился. -Нибудь заметных сдвигов в положительную сторону — улучшение экономики, содействия развитию технологий или обновление каких отраслей, инноваций в управлении, улучшение системы налогообложения — ничего этого не произошло.

Владимир Лановой:

Правительство Гройсмана продемонстрировал: это правительство не для украинского народа, не для страны, не для государства, которое должно становиться экономически независимой.

Андрей Новак:

Чтобы оценить работу правительства и ситуацию в стране, можно проанализировать три показателя. Первый — это объем прямых иностранных инвестиций. По итогам 2017 года, объем иностранных инвестиций составил 2500000000. Долларов, что на 1 млрд. Долларов меньше по сравнению с прошлым годом. То есть инвестиции сократились на треть.

Второй критерий — это объем и качество сотрудничества с нашими международными финансовыми партнерами. Недавно Международный валютный фонд официально объявил, что он сокращает программу финансирования Украины на 60%. То есть мы получим значительно меньше транши, чем те, которые были предусмотрены на 2018-2019 годы. Это означает, что наши западные доноры не доверяют власти.

Третий критерий — это направление трудовой миграции и его динамика. Мы видим, что трудовая миграция из Украины из года в год наращивается. А происходит это в том числе последние два года. Это свидетельствует, что экономическая ситуация в Украине ухудшается и люди не видят в своей стране перспективы. Поэтому по всем трем критериям мы видим, что правительство работает неэффективно.

Но Гройсман называет себя «реформатором», «хозяйственником». В частности декларирует рост ВВП, средней заработной платы, повышение социальных выплат. Разве этого нет?

Андрей Новак:

На самом деле нынешний Кабмин можно назвать «правительством-поплавком», который течет по течению экономических событий, а не формирует их. Максимальный ВВП, который был за время работы нынешнего правительства — 2-2,5%. Для нашей очень низкой экономической базы — это фактически нулевой уровень, особенно после падения ВВП в 2014-2015 году более чем на 20%. То есть настоящее рост в размере 2% — это абсолютно неощутимо ни для граждан Украины, ни для предприятий.

То, что правительство называет ростом социальных платежей, просто некорректно называть ростом. На самом деле, это частичная индексация той инфляции, которая проходила за последние четыре года. Только официальная инфляция за этот период составила более 120%. Поэтому то, что сейчас поднимают зарплаты и пенсии — это лишь частичная компенсация инфляции за последнее время. То есть на фоне сравнения экономических показателей 2013 года по реального повышения социальных стандартов пока еще очень далеко.

Владимир Лановой:

По росту заработной платы, то нам говорят о фактической средней зарплаты, которая включает рост цен. Исключите рост цен с роста зарплаты, пенсий, пособий и других социальных выплат и окажется, что динамика роста реальных, а не номинальных, доходов украинский — самая низкая в мире. И так уже третий год. Ведь инфляция опережает все другие доходы. А что касается социальной группы доходов, то вообще ничего не растет.

ВВП в Украине никак не растет. Потому рост ВВП на 1% в год, а это то, что было в прошлом году, нельзя назвать ростом. В экономике 1% — это цифра в пределах статистической ошибки. Власть ведь не показывает реальные темпы инфляции. Если учесть 16% инфляции прошлого года, то это означает, что у нас нет и 1% роста ВВП. В правительстве на бумаге специально занижают цены, чтобы показать, что у нас якобы есть рост ВВП. А откуда этому росту взяться? Рост промышленности у нас со знаком минус, сельское хозяйство по возрастанию добавленной стоимости у нас на нулевом уровне. Зато растет импорт, торговля и перевозки товаров и грузов. А это значит, что у нас не производятся материальные ценности, откуда можно брать добавленную стоимость. Вместе с тем увеличивается количество заимствований. Поэтому растут объемы импорта. А внутренняя торговля растет потому, что в формулу правительство не заложил уровень инфляции. Она определяется в номинальных ценах. Условно говоря, наша страна сейчас не просто стоит, она уже лежит.

Материальное положение людей существенно ухудшается. Власть накручивает зарплату, а в результате имеем инфляцию. Долги по невыплате заработной платы растут. Ведь правительство номинально подняло зарплату, а реально не дало бизнеса возможности зарабатывать и платить своим работникам эти деньги. У нас нет роста производительности, ВВП и доходов. А потому нет роста экономики.

Однако об этом правительство не говорит. Они нас зомбируют, рассказывая лишь то, что им выгодно.

Очень часто можно услышать, что у нас растет внутренний долг. В этом есть «заслуга» правительства Гройсмана?

Владимир Лановой:

У нас очень плохая ситуация в банковском секторе и денежной системе. Сейчас снова печатают государственные облигации, которые идут на поддержку «Приватбанка» и государственных учреждений, растут внешние долги. Государственный долговой портфель — крайне негативный, он требует 130-140 миллиардов гривен только для его обслуживания. И вместо того, чтобы мы такие деньги тратили на людей, на их социальное обеспечение — мы тратим это на обслуживание кредитов.

Внешние долги Украины ежегодно множатся: в прошлом году, несмотря на весь негатив, мы взяли еще 3 млрд. Долларов через еврооблигации. Причем этот кредит мы брали под 8-9%. Это невиданно и неслыханно. Возникает вопрос: а откуда брать валюту, чтобы эти кредиты выплачивать. У нас же ее нет. Значит — снова будут новый кредит. Украина находится в валютном петли: ежегодно растет долг и так мы приближаемся к дефолту. Ведь в сумме нам нужно платить ориентировочно 8-9 млрд. Долларов кредита на год. И возникает вопрос, как их заработать, если у нас нет инвестиций, отсутствует банковская система. Проблему решать вероятно через дефолт.

В цивилизованных странах мира, где есть экономическое развитие, создаются все условия для деятельности малого и среднего бизнеса. Что для этого сделало правительство Гройсмана?

Владимир Лановой:

Малый и средний бизнес у нас активно подавляется. Не забывайте, что Украина контролирует кучка людей — олигархов. Они договариваются между собой, правительством, президентом о те или иные действия. Для олигархов малый и средний бизнес является враждебной стороной. Ведь тогда возможна конкуренция, улучшится качество предоставления услуг. А вот олигархи привыкли только дерибанить государство через дешевые государственные кредиты, высокие тарифы и монополистические злоупотребления. Олигархат при содействии власти продолжает уничтожать и выталкивать малый и средний бизнес в Украине. Как следствие, молодежи негде работать и мы наблюдаем за ужасной трудовой миграцией.

Как тогда, имея такие негативные экономические показатели, это правительство и в дальнейшем «выкручиваться»?

Андрей Новак:

Правительство будет искать в статистике какие-то данные, которые хотя бы не ухудшаются. А сама популяризация правительства осуществляется за счет статистических манипуляций.

Владимир Лановой:

Обратите внимание на манипуляцию: в правительстве, говоря о росте пенсий, не называют минимальные и максимальные выплаты нашим пенсионерам. Зато нам говорят о том, что нескольким миллионам пенсионеров подняли пенсии. Но если они придали этим людям по 100 гривен, разве это рост при такой инфляции?

Перед нами разыгрывается представление: нам говорят о росте и улучшение, которого на самом деле нет в нашей жизни. А когда мы не согласны, нас пугают «руками Кремля» и вымышленными терактами. И это все делается с целью: пусть боятся Путина и не думают о том, почему беднеют.

Гройсман сумел продержаться на своем посту два года. Это очень существенный как для украинских реалий срок. Кто «стоит» за премьером?

«Народный фронт» помогает Гройсману удержаться на должности

Ярослав Макитра:

Тот факт, что Гройсман сумел сохранить кресло премьер-министра, не имея своей мощной команды — это действительно парадокс. Чтобы понять, как ему это удалось, то стоит вспомнить время его пребывания в должности. Когда Гройсмана назначали, в парламенте было 10-15 депутатов, которых можно назвать ориентированными на него. В то время основную поддержку ему обеспечил Петр Порошенко и Администрация Президента. Тогда для назначения Гройсмана в парламенте было недостаточное количество голосов, то есть фракции БПП было мало. Но благодаря переговорам, коалиция все же предоставила ему поддержку.

В начале деятельности Гройсман имел ряд конфликтов с министрами от «Народного фронта». Но в процессе работы он своих оппонентов сумел превратить в союзников. Сейчас министры от «Народного фронта» в Кабмине — это и есть группа поддержки действующего премьер-министра. Зато часть команды Президента резко выступает против Гройсмана.

Но «Народный фронт» имеет очень низкие рейтинги и в случае перевыборов, партия Яценюка теряет все, что имеет, а это: власть, доступ к разделению денежных потоков и тому подобное. Поэтому поэтому этот политический проект вынужден искать партнеров.

Гройсман в свою очередь также ищет тех, кто бы мог обезопасить его пребывания у власти и позволил бы ему более или менее самостоятельную игру. В частности, возможность отойти от контроля со стороны Порошенко и его окружения. Благодаря такому алгоритму Гройсману и удалось оставаться у власти. Он просто удачно балансирует в этой политические ситуации, параллельно создавая себе капитал — и не только политический.

Александр Кочетков:

Гройсман назначал президент, тогда никакой политической силы под премьером не было. Поэтому Порошенко рассчитывал, что действующий премьер-министр будет полностью подконтролен ему. Но в определенное время Гройсман заключил неофициальное, но действенную соглашение с «Народным фронтом», по координации действий. И партия Яценюка его до сих пор поддерживает. «Народный фронт» фактически помогает Гройсману удержаться в должности.

Грозит Гройсману отставка?

Владимир Лановой:

Гройсман не отправят в отставку потому, что Порошенко нужен премьер, который будет слабее, неквалификованишим и глупее его. Гройсман не имеет собственной позиции, зато косвенно подыгрывает Порошенко, говоря мантры о невиданных экономических успехах.

Александр Кочетков:

Гройсман в должности не потому, что он «хозяйственник», а благодаря тому, что выстроился выгодный для него политический расклад. Сейчас деятельностью Гройсмана недовольны оппозиция и Президент. По мнению Порошенко, Гройсман недостаточно координирует свои действия с Банковой. Ведь премьер не соглашается с позицией Порошенко о том, что все положительное сделал президент, а в отрицательном — виновато правительство. Но Гройсману повезло. Потому что если в парламенте есть голоса для его снятия с должности, то нет голосов для назначения любого другого премьер-министра, который может устраивать президента. То есть Верховная Рада не проголосует за человека, который будет на 100% подконтрольная Порошенко.

Поэтому имеем ситуацию, когда невозможно назначить другого руководителя правительства, а потому остается, тот, который никому не нравится. Благодаря этой ситуации Гройсман держится на должности.

Но чем ближе к выборам — тем меньше шансов у Гройсмана остаться руководителем Кабмина. А особенно тогда, если он не согласится полностью «лечь» под президента и пообещает ему принять участие в его предвыборной компании. Вот тогда его могут отправить в отставку. Но есть еще одна проблема — противостояние между президентом и «Народным фронтом» обостряются. И если там не найдут взаимопонимания, то возможна политический кризис. То есть «Народный фронт» выйдет из политического большинства. А при таких условиях произойдет отставка правительства и досрочные парламентские выборы. Такой сюжет до сих пор возможен.

Ярослав Макитра:

Вероятность, что Гройсмана отправят в отставку, есть всегда. И она очень серьезная. Это станет ясно после отчета правительства в парламенте. В окружении Порошенко многие недовольны Гройсманом. Потому премьер-министр принял «под себя» немало финансовых потоков и активно влияет на них. Он контролирует целый ряд важных для окружения президента должностей, в частности ДФС. Кроме того, в команде президента есть те, кто заинтересован в досрочных выборах. У Порошенко с Гройсманом тоже неоднозначные отношения. А потому, если Порошенко не удастся реализовать свои финансовые интересы, а Гройсману НЕ делиться с АП, то вопрос выборов и отставки правительства вполне актуален.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.