“Среднюю “гройсмановскую” зарплату получают лишь 7 % украинцев”

Зарплата в Украине

Глава правительства убежден: рост минимальной зарплаты в Украине подтолкнет и повышение средних зарплат. По его словам, уже в декабре этого года в нашей стране средняя зарплата составит не менее 10 тыс. грн. К слову, в августе это число остановилось на отметке 8 977 грн. Также Премьер-министр анонсировал индексацию пенсий с 1 марта 2019 года. И это, считает глава правительства, будет системным повышением каждый год.

Действительно ли в декабре украинцы будут получать в среднем не менее 10 тысяч грн, а пенсии уже с марта следующего года будут расти? Да и сколько наших земляков живет на «среднюю гройсмановскую зарплату»? Об этом наш корреспондент спросил у исполнительного директора Экономического дискуссионного клуба Олега Пендзина, экономического эксперта Тараса Козака, президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко и экономиста Центра экономической стратегии Дарьи Михайлишиной.

Действительно средняя зарплата украинцев в декабре этого года составит не менее 10 тысяч грн?

Тарас Козак:
В декабре средняя зарплата всегда довольно выше. Ведь работающим украинцам выплачивают премии, отпускные и тому подобное. Поэтому тот факт, что в декабре этого года средняя зарплата будет 10 тысяч грн, — это гарантия. Если, конечно, ничего экстраординарного не произойдет. И уже в январе это число снизится на 10 %.

Дарья Михайлишина:
В августе 2018 года, по данным Госстата, среднемесячная зарплата составила 8 977 грн. Итак, для того, чтобы достичь отметки в 10000 грн, среднемесячная зарплата должна вырасти на 11 % за последние четыре месяца 2018 года. В предыдущие годы средняя зарплата росла довольно существенно за этот период. Так, в 2017 году в августе она составила 7 114 грн., тогда как в декабре — 8777 грн. 2016-го, к примеру, средняя зарплата в августе была на уровне 5 202 грн, а в декабре — 6 475 грн. То есть ее повышали на 23 и 24 % соответственно. Однако здесь стоит заметить: стремительное повышение номинальной заработной платы не означает, что стандарты жизни повысятся. Потому и цены также вырастут.

Александр Охрименко:
Стоит принять во внимание тот факт, что в 2014-2015 гг. в Украине из-за кризиса обесценилась гривна. И сейчас 10 тысяч грн согласно нового курса — это значительно меньше, чем было тогда. Это уже совсем не те деньги, которые были в 2013-ом. Именно это надо учитывать, а не на цифру смотреть. Да и вообще: 2019-го по уровню зарплат и покупательной способности Украина даже 2013 год не догонит. Поэтому получается: денег вроде много, а покупательная способность упала. И если бы не было вышеупомянутой кризиса, в Украине средняя зарплата составила бы 500 долларов согласно курсу 9 грн за 1 доллар.

По какому принципу в Украине высчитывают среднюю зарплату? От чего она зависит?

Дарья Михайлишина:
Среднюю зарплату высчитывает Госстат. Он осуществляет статистические наблюдения, которые охватывают субъекты предпринимательской деятельности, бюджетные учреждения, финансовые и общественные организации, использующие наемный труд, с количеством работников более девяти человек. Эти наблюдения не охватывают физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности. Так и высчитывают среднюю зарплату на основе этих наблюдений. Среднемесячная (номинальная) заработная плата работников определяется путем деления начисленного фонда оплаты труда за соответствующий период на среднеучетную численность работников и на количество месяцев в периоде.

Средняя зарплата зависит от многих факторов, которые можно разделить на рыночные и нерыночные. Рыночными факторами являются спрос на рабочую силу, который зависит от общеэкономических условий, и предложение рабочей силы, которая зависит от демографических факторов, миграции, уровня образования и тому подобное. Основным рыночным фактором является уровень минимальной заработной платы — повышение уровня минимальной заработной платы может привести к повышению уровня средней заработной платы. Вместе с тем, следует отметить, что повышение минимальной зарплаты не является однозначно положительным изменением, ведь оно может вызвать повышение уровня безработицы и инфляции.

Александр Охрименко:
Это такая хитрость, которая позволяет «нарисовать» данные. Ведь официально работающими в Украине считают только тех, кто трудоустроен минимум на 50 % ставки. Если, к примеру, на 25 %, — человека уже не считают работающей официально.

Сколько украинцев живет на среднюю зарплату? И вообще: на какую зарплату живет большинство украинцев?

Александр Охрименко:
Статистика свидетельствует, что около 40 % украинцев получают зарплату, которая не превышает 6 600 грн. Зарплату же, которая превышает 10 тысяч грн, получает всего около 7-10 % работающих украинцев.

Дарья Михайлишина:
По данным Государственной службы статистики Украины (Госстат) в июне 2018-го распределение заработной платы был таким: средняя заработная плата по состоянию на июнь 2018 составила 9 144 грн — около 11 % работающих украинцев этот месяц жили на такую зарплату.

Будут ли получать украинцы анонсированные выше пенсии и есть ли экономические факторы для их роста?

Олег Пендзин:
В Законе «О пенсионном обеспечении», принятом 2017 года, абсолютно четко написано, что начиная с 2019 года ежегодно происходит индексация пенсий согласно формуле «50 % от средней заработной платы + 50 % индекса инфляции». Когда посчитать это число за 2018 год, получается, что в 2019 году пенсии должны повысить в среднем где-то на 19-20 %. Это норма закона, которую господин Гройсман просто донес до общественности.

Если после реформы 2017 года все говорили о том, что дефицит Пенсионного фонда будет неуклонно уменьшаться, и это была одна из больших обещаний МВФ, то теперь этих иллюзий уже нет ни у кого. И если в бюджете 2018 года у нас заложен дефицит в сумме 139 млрд грн, то в проекте бюджета на 2019 год эта сумма составляет аж 150 млрд грн.

У правительства также исчезли иллюзии относительно того, что согласно той демографической ситуации, которая есть в стране, и при соответствующем уровне миграции и количества работников, которые легально платят единый социальный взнос, возможно поддерживать общий объем финансирования Пенсионного фонда без нарастания дефицита и покрытие его из бюджета. Поэтому в этой ситуации единственный источник для покрытия дефицита Пенсионного фонда — это бюджет. Другое дело: на сколько удастся договориться с МВФ, ведь он потребует более жестких методов для того, чтобы этот дефицит не то что не увеличивался, а уменьшался.

Но, если учесть, что в последующие годы у нас вступают в трудовую деятельность люди, рожденные в 1990-хх гг., а тогда была огромная демографическая яма, то ожидать роста доходов от Единого социального взноса не стоит. При этом в Украине увеличивается количество пенсионеров. Их уже 12 млн. А работающих украинцев — лишь 10,5 млн.

Тарас Козак:
Хватит ли денег для увеличения пенсий и зарплат, зависит от того, примет ли Верховная Рада бюджет на следующий год. Конечно, там никакие социальные статьи «резать» не будут, ведь скоро выборы. Там самоубийц нет. Поэтому до президентских и даже парламентских выборов прежде всего финансировать социальные статьи. Хотя дефицит Пенсионного фонда будет расти. И если нам даст кредит МВФ и нас поддержат Всемирный банк и ЕС, которые тоже нам должны дать кредиты, а они попадут в бюджет, тогда можно будет выплачивать более высокие пенсии и поднимать зарплаты для бюджетников.

Александр Охрименко:
У нас всегда есть дефицит как в бюджете, так и в Пенсионном фонде. Другое дело, что увеличение пенсий с 1 марта подстроили умышленно под выборы.

Что должна сделать власть, чтобы пенсии и зарплаты украинцев реально выросли?

Олег Пендзин:
Чтобы в Украине действительно выросли зарплаты и пенсии, должна развиваться экономика. Надо осуществить структурные реформы в этой отрасли. Нужно создать рабочие места, уйти от сырьевой экономики, развивать конечный продукт и прекратить экспортировать сырье и полуфабрикаты. Также без серьезных капиталовложений, без инвестиций, без целенаправленной промышленной политики чуда не произойдет. А в правительстве до сих пор нет промышленной политики вообще. Потому 2019 год будет очень тяжелым.

Тарас Козак:
Пока у нас не закончат реформы по уменьшению контроля государства за производством, не сделают нормальную работу Антимонопольного комитета, чтобы не было монополистов на рынках, не будут бороться с коррупцией, не реформируют судебные и правоохранительные органы и тому подобное, ситуация существенно не изменится. Об этих реформах говорят все, даже МВФ. Но власть их не воплощает в жизнь. Потому что сама же от них и пострадает больше всего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.