Война за Азов: на море в России значительное преимущество

Корабли

Россия может перебрасывать корабли реками с других флотов: Каспийского, Балтийского и даже Северного. Главная задача Украины – это обеспечить безопасность собственного берега и 12-ти мильной зоны, а также оттеснить российские силы в сторону фарватера Азовского моря. Украине удалось сдержать беспрепятственное господство России в азовских водах. Украинские бронекатера уже дежурят возле Бердянска, Мариуполя, прогнали от этих портов корабли ФСБ. Наши катера подходят к Керченскому проливу. Захваченные в воскресенье корабли должны были присоединиться к украинским силам.

После оккупации Крымского полуострова Украина потеряла контроль над Керченским проливом, который соединяет Азовское и Черное моря. Пользуясь нашей слабостью в регионе, Россия начала постепенный захват моря. Их катера могли приближаться до 2-х миль от нашего берега спокойно проводить разведку на рейде Мариуполя.

Ситуация обострилась со строительством Крымского моста началось экономическое давление на порты Мариуполя и Бердянска. Российские пограничники принудительно задерживали торговые суда на входе в Керченский пролив со стороны Черного моря и на выходе из Азовского.

Позже начались и остановки украинских судов, которые двигались из Бердянска в Мариуполь или наоборот, а также иностранных судов на пути к проливу. После сооружения арки Крымского моста проход был закрыт для торговых судов класса Панамакс – высота моста не позволяла им проходить.

Когда весной 2018 года украинские пограничники задержали рыбацкое судно «Норд», россияне начали задерживать украинских рыбаков. Как следствие, украинцы боятся покидать 12-ти мильную зону (которая является территориальным морем Украины, несмотря на Договор о совместном использовании Азовского моря двумя странами) и теряют выловы. Попробуем рассмотреть расписание сил в регионе.

Кто охраняет украинский Азов?

До оккупации Крыма за безопасность на Азовском море отвечал Керченский отряд Морской охраны Государственной пограничной службы Украины, который базировался в Керчи и имел отдельные морские дивизионы в Мариуполе и Бердянске. Пограничники из Керчи в начале аннексии перевели все ходовые и исправные корпуса до Бердянска и Мариуполя. Корабельно-катерное ядро спасли, и оно и составило основу будущего 23-го Мариупольского отряда Морской охраны.

Участок морской границы, которую охраняет этот отряд, составляет 154,7 морских миль (249,5 км).

Главными задачами Мариупольского отряда Морской охраны:

– контроль за территориальным морем и внутренними водами;

– контроль за плаванием и пребыванием украинских или иностранных судов, заходящих в наши порты;

– противодействие контрабанде, браконьерству и иной противоправной деятельности на море;

– контроль за сохранением природных ресурсов, подводного культурного и археологического наследия;

– участие в поисково-спасательных операциях на воде.

Для выполнения этих задач отряд имеет в своем составе 2 корабля – «Донбасс» проекта 205П «Тарантул» (заводской №186, в строю с 28.05.1982 года, бортовой номер BG-32) и корабль специального назначения «Оникс» – бывшая турецкая рыболовная шхуна, которая была реквизована и переоборудована под нужды пограничников (бортовой номер BG-59). Кроме них, в отряде есть не менее 17 малых катеров; более десяти из них – это, грубо говоря, моторные лодки. С началом активизации конфликта на Азове на катера и корабли поставили обычные и крупнокалиберные пулеметы, американские рации Harris, а также частично модернизировали навигационные системы.

С 2014 года Морская охрана потеряла 2 катера. Так, 31 августа 2014 года в районе Широкино, вероятно с берега, враг попал в наш катер. Он частично выгорел и утонул. Погибло двое человек экипажа (в том числе командир) и ранения получили еще 8 человек. Катер «Калкан», который был рядом, получил повреждения, однако смог добраться своим ходом на базу.

7 июня 2015 года за 2 мили от Мариуполя, на неизвестном объекте малый катер подорвался и затонул. При этом погибло 2 человека – командир катера и гражданский представитель городского совета, который находился на борту. В дальнейшем катер был поднят, отремонтирован и возвращен в строй.

А где военный флот?

До 2018 года надводные силы Военно-морских сил Украины стояли исключительно в Черном море. Однако, в связи с обострением ситуации на Азове, 6 сентября Совет национальной безопасности и обороны принял решение об усилении военно-морского присутствия в регионе и созданию там корабельно-катерного группировки ВМС с соответствующей базой, объектами тыла и обеспечения.

Уже 8 сентября началось перебазирование из Одессы до Бердянска 2-х малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 «МБАК» «Лубны» (Р-178) и «Кременчуг» (Р-179). Их доставляли по суше с использованием трейлеров (габариты и вес судов позволяют это осуществлять).

11 сентября катера спустили на воду и дооборудовали всеми элементами, которые демонтировались на время дороги. Впервые в новейшей истории Украины ВМС получила судна на Азовском море.

20 сентября из порта Одессы в направлении Мариуполя вышли морской буксир А830 «Корец» и поисково-спасательное судно А500 «Донбасс». Это крупные суда вспомогательного флота, которые прошли через Керченский пролив и Крымский мост, что вызвало много дискуссий как в России, так и в Украине. Главная задача «Донбасса» – стать основой, вокруг которой будет происходить развертывание будущей базы.

Он не должен ходить в море, и будет выполнять функции стационарного плавучего штаба, центра управления и места размещения экипажей катеров и их имущества. Буксир «Корец», вероятно, вернется в свой порт приписки в Очакове, а в походе обеспечивал безопасность «Донбасса».

В будущем ВМС планирует сформировать на Азовском море полноценную военно-морскую базу, которая замкнет на себе все части и подразделения. Среди возможных вариантов озвучивается перевод Южной военно-морской базы из Николаева. Также постепенно наращиваться и группировки надводных сил – будут перемещены новые малые бронированные катера (МБАКи). Корабли, которые шли из Одессы до Мариуполя и которые атаковали россияне в минувшее воскресенье (25 ноября) должны были усилить наши силы на Азове и стать частью будущей военной базы.

Нас могут атаковать с моря?

Дорогое и сомнительное удовольствие. Береговая компонента ВМС в регионе представлена 501-м отдельным батальоном в Бердянске и 503-м в Мариуполе. Также на постоянном дежурстве в определенных районах находятся подразделения Центра радио-электронной разведки и радиотехническая рота ВМС. При необходимости флот привлекает подразделения 10-й Бригады морской авиации, а также береговых артиллеристов – дивизионы 406-й Артиллерийской бригады (г. Николаев) и 32-го Реактивного полка (с. Алтестовое, Одесская обл.). Также регулярной стала практика проведения совместных учений ВМС, Сухопутных и Воздушных войск с привлечением МВД, Нацгвардии и ГСЧС.

По ту сторону Азова

Российская Федерация на Азовском море представлена силами Черноморского флота и Береговой охраны ФСБ. Пограничники базируются в Керчи, Темрюку (Краснодарский край), Таганроге (Ростовская область) и с. Мысовое (Джанкойский район, озеро Сиваш). Также на Черном море расположены Севастопольский и Новороссийский отряды и 2 дивизионы – в Сочи и Очамчире (Абхазия), которые могут оперативно привлекаться для наращивания сил в Азовском море. Большинство плавсредств Береговой охраны – новой постройки и оснащены современными система навигации, радиолокации, а также пулеметно-пушечным вооружением калибра до 30 мм.

Черноморский флот России в основном представлен силами и средствами, которые привлекаются для обеспечения безопасности и антидиверсионной обороны Крымского моста. Для этого используют патрульные катера, противодиверсионные катера и другие плавсредства при необходимости (спасательные и морские буксиры, ракетные катера, морские тральщики и т. д.).

Отдельно стоит отметить практику усиления действующего группировки сил катерами из других флотов. Так, в конце мая 2018, с целью наращивания сил в Керченском проливе, Россия перевела с Каспийской флотилии 2 бронированных катера проекта “Шмель” и один катер проекта “Гриф”.

После начала формирования военно-морской компоненты ВС Украины на Азовском море, Российская Федерация развернула усиление группировки Береговой охраны. Так, с Северного моря внутренними водами было перемещено 2 пограничные корабли проекта.

Оба корабля вошли в Новороссийский отряд БО, однако их перемещение связано с непосредственным накоплением сил в регионе. 31 октября с судостроительного завода «Вымпел» в Севастополь было направлено 2 сторожевых корабля проекта 03050 «Гюйс», которые после прохождения государственных испытаний также усилят группировку сил России.

Поисково-спасательное судно А500 «Донбасс» ВМС предназначено не для работы в море, а для выполнения функций плавучего штаба, мы условно обозначили его, как «судно обеспечения».

Украина сдержала российское господство

На сегодня расписание сил на Азовском море-за Россией. У нее больше кораблей и катеров, они современнее. Также Россия имеет мощные резервы не только на Черном море, но и на других флотах, и при необходимости может нарастить группировку за счет Каспийской флотилии или Балтийского флота. Главной задачей Украины на сегодня является обеспечить безопасность собственного берега и 12-ти мильной зоны, а также оттеснить российские силы в сторону фарватера Азовского моря. Присутствие бронекатеров военного флота с мощным (как для этого региона) вооружением неизбежно приведет и к дальнейшему усилению Береговой охраны России.

Украине удалось сдержать беспрепятственное господство России в наших водах. Бронекатера уже дежурят в определенных районах возле Бердянска, Мариуполя и Керченского пролива (с приближением на расстоянии до 2-х морских миль до Крымского моста), чем существенно уменьшили наглость и агрессивность России. Однако, события последних дней показывают, что от России можно ожидать чего угодно и даже развертывание уже нового, морского театра боевых действий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *