Виталий Малех о реорганизации Госфиниспекции

Виталий Малех

Одним из самых важных и знаковых событий недавнего времени стала, безусловно, реорганизация Государственной фининспекции. Напомним, что Кабинет министров создал новый орган исполнительной власти, реорганизовав Государственную финансовую инспекцию, и создав взамен Государственную аудиторскую службу. Малех Виталий Петрович дал некоторые комментарии по данному поводу, разъяснив важные моменты, которые касаются этой серьезной реформы.

Как все начиналось

Виталий Петрович Малех рассказал, что как только Кабмин издал постановление о реорганизации Госфининспекции, у Министерства финансов было 2 недели на то, чтобы подать проект акта о создании комиссии по реорганизации Госфининспекции и в двухмесячный срок – проект положения о Государственной аудиторской службе.

Среди прочего, Виталий Малех, как никто другой изучивший новосозданную организацию, отметил, что с самого начала предполагалось, что координированием Государственной аудиторской службы, которую до сих пор многие называют КРУ (контрольно-ревизионное управление Украины), будет заниматься Кабинет министров посредством министра финансов.

Причины изменений

По сути, как сказал Малех Виталий, Государственная аудиторская служба, как и Государственная финансовая инспекция, является одним из наиболее влиятельных органов власти в государстве. Но на практике, отметил Малех Виталий Петрович, данное ведомство оказалось гораздо менее эффективным, чем предполагалось. И слишком часто ее работа оказывалась под угрозой из-за коррупции в различных органах государственной власти, или даже была принесена в жертву соображениям политической целесообразности.

Не так давно, вспоминает Виталий Петрович Малех, прогремел ряд скандалов, связанных с выявленными Госфиниспекцией фактами прямой коррупции или неэффективного ведения закупок. Инспекция неоднократно предъявляла претензии к крупнейшим предприятиям Украины. Среди них такие известные организации, как «Укрзализныця», НАК «Нафтогаз», «Укрзализнычпостач» и «Энергоатом». И, тем не менее, заметил Виталий Малех, эти скандалы закончились ничем.

Кроме того, отмечает Малех Виталий, нельзя не вспомнить вопрос приватизации «Укртелекома», который также остался нерешенным, и все обвинения Госфининспекции не возымели никакого действия. Поэтому совершенно очевидно, что инспекция нуждалась в серьезной реорганизации, которая повысила бы ее эффективность, и сделала этот важный ревизионный орган по-настоящему угрозой для коррупционеров и растратчиков.

Кроме того, рассказывает Малех Виталий Петрович, Госфининспекция была вынуждена регулярно сталкиваться с серьезными проблемами в области институциональной зависимости.

При проверках крупных объектов сотрудники инспекции с трудом получали доступ к информации о серьезных нарушениях. И даже если такие данные удавалось собрать, отмечает Виталий Петрович Малех, в дальнейшем они либо «капсулировались» самой инспекцией, либо были направлены в прокуратуру, где разбирательством по подобным поводам проводилось очень избирательно.

Изменения на практике

Одним из сложных моментов для реорганизованной Аудиторской службы может стать тот факт, отмечает Виталий Малех, что она, как и ее предшественница, подчиняется Кабинету министров, который не раз своей властью останавливал громкие расследования, начатые Госфининспекцией. Подобное решение, как считает Малех Виталий, вызвало немало сомнений в эффективности реформы.

Многие эксперты, заметил Малех Виталий Петрович, опасались, что изменится только название организации. Возможно, будет проведена переаттестация части личного состава. Однако изменится ли сам принцип работы финансовых инспекторов? И насколько расширятся их полномочия, а также доступ к наиболее важной информации, необходимой, для того чтобы сделать правильные выводы относительно расходования организациями бюджетных денег.

По мнению специалистов, отмечает Виталий Петрович Малех, аудитор не должен являться подчиненным проверяемого органа. То есть, Министерство финансов не может иметь власть над аудиторской службой. В противном случае она по-прежнему оказывается в зависимом положении, что беспокоит многих экспертов в данном вопросе.

Вопросы и сомнения

Виталий Малех также рассказал, что многие специалисты не считают реорганизацию такой уж удачной идеей. По сути, это один из тех государственных органов, которые действительно себя окупают. Тем не менее, отметил Малех Виталий, аудиторскую службу постоянно подвергают сокращениям. Так, к моменту официального начала реорганизации этот контролирующий орган был сокращен в два раза.

Неудивительно, что многие, как заметил Малех Виталий Петрович, задаются вопросом, не сделала ли реорганизация еще более беспомощной аудиторскую службу. И насколько в принципе эффективным может быть сокращение органа, который занимается пресечением хищения государственных средств. Особенно с учетом тех огромных сумм, которые обнаруживает в ходе своих проверок инспекция.

Виталий Петрович Малех отмечает, что главное в реформе – ее эффективность. И потому сейчас внимание многих экспертов приковано к новой Государственной аудиторской службе, с целью выяснить, каковы последствия изменений: положительные, нулевые или отрицательные.

Интересно, что, как считает Виталий Малех, вряд ли проблему сможет решить одна лишь реформа конкретного органа. Однако власти не вполне готовы к настолько радикальным мерам, как изменение всей системы. В частности, отмечает Малех Виталий, причиной тому может быть недостаточная сила давления со стороны гражданского общества.

Кроме того, существует мнение, что наиболее устойчивой может стать система, в которой действует полный и взаимный контроль. Отчасти выходом из сложившейся ситуации смогло бы стать назначение независимого антикоррупционного прокурора, к которому совершенно спокойно мог обратиться и государственный аудитор.

Однако не стоит забывать о том, что в данном случае также присутствует определенный уровень риска. Поэтому наиболее вероятным решением станет организация целого независимого ведомства. Оно должно обладать настолько широким и продуманным набором полномочий, чтобы публично быть в состоянии заявить о факте обнаружения нарушений и их характере.

При этом ведомство должно вызвать достаточно серьезный общественный резонанс, а ведь он и сам по себе сможет оказать такой силы давление на прокуратуру, чтобы подтолкнуть ее к решительным действиям. Мировая практика показывает, что это наиболее эффективный вариант организации данной системы.

Впрочем, остается лишь наблюдать и ждать, окажется ли созданная Государственная аудиторская служба именно таким органом – эффективным и влиятельным на всех уровнях.

Пока что можно сделать вывод о том, что аудиторская служба действительно стремится к эффективности. В частности это касается подготовки кадров. За время существования новой организации был проведен целый ряд тренингов и семинаров, посвященных вопросам проведения государственного финансового аудита различных операций. Так что будет надеяться, что Государственная аудиторская служба не остановится в своем развитии, и со временем превратится в по-настоящему влиятельный и действенный государственный орган.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.