«Турецкий гамбит»: кровавые уроки для Украины

Попытка военного переворота, произошедшего в Турции в ночь на 16 июля, показала наличие глубокого кризиса правления президента Реджепа Тайипа Эрдогана, которого, впрочем, в решающий момент все же поддержал народ. Украинский же президент, в случае переворота, вряд ли бы сохранил свою власть.

Who is Эрдоган?

Со времен Ататюрка двумя самыми влиятельными политическими силами в Турции были исламисты и военные. Последние осуществили за последние полвека четыре государственных переворота и де-факто контролировали политический курс гражданских правительств, являясь гарантом светской модели развития государства. При этом политический режим оставался авторитарным несмотря на демократические декларации. Премьер-министр, а затем и президент Эрдоган позиционировал себя как исламист, хотя декларировал, что не собирается отходить от светских принципов государственного устройства Турции. На начальном этапе своего правления Эрдоган боролся с армией, которая фактически руководила на протяжении 70 лет страной. Заручившись поддержкой Европы, главе правительства удалось убрать с политической сцены турецких генералов. Эрдогану удалось провести конституционный референдум, в результате чего Турция превратилась из парламентской в парламентско-президентскую республику.

Попытка переворота в Турции 2016

С 2002 по 2015 год партия Эрдогана честно выигрывала четыре парламентские кампании и находится у власти по результатам всенародного голосования. Однако многие турки недовольстве курсом президента и авторитарными элементами его правления. С 2011 года в стране выросли ограничения свободы слова, свободы прессы и Интернета, в исламистском духе были введены новые ограничения на потребление алкоголя, изданы более жесткие нормы в отношении абортов, а также появились элементы цензуры телевизионного контента. Ограничивались также права на свободные собрания граждан. Сегодня Турция Эрдогана занимает 154-е место в Рейтинге свободы слова из 179 стран, а самого турецкого лидера нередко называют диктатором.

Реджеп Тайип Эрдоган

Показательно, что в 2013 году протесты и митинги оппозиции подавлял не только Янукович. В мае 2013 года в Турции начались мирные демонстрации и развернулся палаточный городок против вырубки парка Гези в центре Стамбула. Полиция попыталась снести палатки, используя слезоточивый газ и водометы, были задержаны сотни протестующих. Фото и видео брутальных действий турецкой полиции разошлись Интернетом, поэтому на следующий день на улицы вышло гораздо больше людей — по всей стране протестовали против насильственного разгона мирной акции. Уличные столкновения митингующих с полицией, разгон толпы водометами и чрезмерное применение силы в Стамбуле вызвали осуждение со стороны международного сообщества.

Однако, борьба с коррупцией, волевая решительность, уважение к традиционным ценностям, патриотическая риторика и национализм президента в сочетании с заметными экономическими успехами достигнутыми за его правления (Турция занимает 17 место в мире по ВВП), способствовали его популярности как национального лидера. Эрдоган неоднократно заявлял, что хочет восстановить величие Османской империи, что давало ему поддержку турецких патриотических сил. В то же время, жесткая международная политика Турции и ее вмешательства в военные конфликты в Ираке и Сирии, активная борьба с «Исламским Государством» заставляли считаться с ней США и ЕС. После отказа Вашингтона в размещении своих военных баз на турецкой территории для войны с Ираком и решительной позиции в отношении России, в Турцию начали считать самостоятельным геополитическим игроком и региональным лидером.

Попытка части недовольных турецких офицеров совершить переворот и взять власть в ночь на 15 июля, хоть и была ликвидирована, однако показала наличие кризисных тенденций в стране. Граждане Турции стали на защиту законной власти и выступили против попытки военных снова вмешаться в политику. Эрдоган укрепил власть, однако 265 погибших, 2639 арестованных мятежников, бомбежки вертолетами резиденции президента, захвата в заложники командующего ВМС Турции и воздушные бои над столицей могут стать основанием для профилактики подобных инцидентов в будущем. Эрдоган уже заявлял, что участники мятежа будут жестко наказаны, а в стране по этому поводу собираются восстановить смертную казнь. В таком случае дальнейшую европейскую интеграцию Турции можно забыть, особенно если мятежникам будут выносить смертные приговоры.

Попытка переворота показала, что значительная часть турецкого общества и армии недовольстве курсом Эрдогана, а волна репрессий может стать скорее катализатором новых антиправительственных выступлений, чем средством стабилизации в стране. Политическая нестабильность нанесет удар по туристической отрасли страны и ускорит сползание экономики в рецессию. Главной жертвой мятежа станет турецкая демократия. Показательно, что Эрдоган пришел к власти демократическим путем и сохранил власть именно благодаря демократии. Отступление от демократических норм обязательно приведет к новому перевороту или революционного выступления недовольной части граждан, однако тогда в числе недовольных могут быть те, кто ночью 15 июля защищал президента от мятежа военных.

Уроки для Украины

Попытка военного переворота в Турции, хоть и неудачная, однако может стать наглядным прецедентом для тех стран, в которых власть давно потеряла кредит народного доверия, а армия вместо этого остается в обществе авторитетной силой. На фоне тотальной дискредитации политиков, в том числе «новых, молодых, креативных и демократических», украинцы больше склонны доверять солдатам и офицерам, которые не словами, а собственным героизмом и кровью защищают страну в зоне АТО. И часто военные и добровольцы делают это не благодаря, а вопреки политике властей и армейского начальства.

Среди украинских бойцов накипает возмущение по поводу предательских Минских договоренностей, нерешительности политиков относительно защиты собственной страны, неспособности власти организовать должное обеспечение армии, не говоря уже о преодолении армейской коррупции, взяточничества в военкоматах и хищения военного имущества и оружия. Пренебрежение и цинизм власти к украинцам особенно остро проявляется в равнодушии к судьбе раненых и искалеченных солдат, которые вынуждены самостоятельно решать проблемы своего лечения. Вернувшись из зоны боевых действий, военные сталкиваются с равнодушием чиновников и политиков, которым плевать на солдата, который месяц стоит в очереди на получение справки участника боевых действий, а без взятки он на нее будет ждать годами. Сегодня практически все участники АТО критически относятся к действующей власти и понимают, что после окончания войны их борьба за родину не прекратится.

Поэтому дальнейшее повышение неоправданных налоговых поборов, многократные нерыночные увеличение платы за газ и коммунальные платежи, углубление социальной пропасти и обеднение населения могут вызвать соответствующую реакцию не только в обществе, но и в армии. И в отличие от Турции, где Эрдогана поддержала значительная часть населения и военных, в украинской власти такой поддержки вообще нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.