Руководитель «АвтоЕвроСилы»: «Евробляхари» могли дать государству больше, чем МВФ»

Олег Ярошевич

Что не устраивает владельцев автомобилей на «еврономерах» в новых законах и что должна сделать власть, чтобы наконец решить вопрос с нерастаможенными автомобилями?

Сразу после того, как Верховная Рада Украины приняла два проекта законов: первый — № 8487, который снижает акциз на подержанные автомобили, второй — № 8488, который вводит крупные штрафы за пользование «бляхами» на территории Украины, руководитель «АвтоЕвроСилы» Олег Ярошевич в прямом эфире в Facebook сжег свой нерастаможенный Land Rover.

О том, что не устраивает владельцев автомобилей на «еврономерах» в новых законах и, что должна была сделать власть, чтобы наконец решить вопрос с нерастаможенными автомобилями, наш корреспондент пообщалась с главой «АвтоЕвроСилы» Олегом Ярошевичем.

Что не так с законопроектами № 8487 и № 8488?

Эти законы я воспринимаю как большой обман. «АвтоЕвроСила» и другие общественные организации подали правки к законопроекту о растаможивании автомобилей на «еврономерах». Однако нас выставили дураками, потому что из 147 правок, которые были поданы, 146 наших отклонили. Приняли лишь правку от комитета Южаниной. Депутаты нас обманули. После такого голосования у меня сложилось впечатление, что в Верховной Раде заседают люди, между которыми есть корпоративный сговор. Ведь в этом случае народные депутаты отстояли интересы богатых владельцев автомобильного бизнеса. Власть нас обманула. Вместо того, чтобы все происходило прозрачно и понятно, начались манипуляции.

В чем манипуляции?

Вот когда с экранов телевизоров, в СМИ нам провластные экономические аналитики рассказывают, что растаможка автомобилей согласно этих законов, будет стоить 500…700 евро, они не говорят, что это лишь плата за акциз. Ибо если еще добавить 20 % НДС, ввозная пошлина 10 % и 5 % сборов в Пенсионный фонд, то, если автомобиль старше 2010 года, стоимость его растаможки будет на 120…150 % выше от той цены, за которую его купили за границей.

В Раде кричат, что законы должны быть одинаковы для всех. Но сами народные избранники принимают ограничения, которые не дают возможности обычному украинцу иметь доступный автомобиль. Наши депутаты, чиновники и власть в целом хотят, чтобы для простых украинцев автомобиль был роскошью, тогда как в цивилизованном мире автомобиль — это средство передвижения.

Какие у вас были требования к парламенту?

У нас к власти были только три требования. Мы хотели, чтобы депутаты приняли закон о растаможке, а не переходные положения, и чтобы были внесены соответствующие изменения в Таможенный и Налоговый кодексы Украины — это они приняли. Вторым требованием было снять ограничения с ввоза на территорию Украины автомобилей, которые не относятся к категории «евро 5». Мы уже документально доказали, что в соглашениях между ЕС и Украиной нет такой позиции, как запрет ввоза автомобилей, категория которых не является «евро5». Следующим нашим требованием было то, чтобы автомобили были доступными для рядовых украинцев. Мы имели в виду, чтобы все растаможивали авто по одинаковым и понятным правилам.

Если мы подсчитаем стоимость растаможки нового автомобиля, то это будет стоить ориентировочно 40 % от стоимости самого транспортного средства. Тогда как растаможка б / у авто, из-за коэффициента возраста, станет значительно дороже и превысит стоимость автомобиля. Это можно было бы понять, если бы все украинцы были настолько зажиточными, что покупать подержанные автомобили для нас не было бы смысла. Но мы все знаем, что это не так: у нас люди выживают, молодежь уезжает на заработки, большинство живет за чертой бедности. А потому, согласно этого закона, богатые, которые могут себе позволить купить новое дорогое авто, будут платить меньше, а бедные, которым автомобиль нужен, как средство передвижения — должны заплатить на 150 % больше, чем стоимость авто.

Украинец имеет право в этом государстве. И если народные депутаты забыли об этом, я им предлагаю прочитать статью 5 Конституции Украины. Наши нардепы лепят из себя «царьков». Они с одной стороны рассказывают, что они беспокоятся за судьбу Украины, а с другой действуют в интересах олигархов и своих.

А как же тогда экология?

Нам очень часто предъявляют претензию: мол, эти неэкологичные автомобили, мы из Украины сделаем свалку подержанных авто и тому подобное. Мне есть что ответить на это. Во-первых, разве это экологически, когда автомобили на украинской регистрации, которым больше 22 года — «жигули», «волги», «ланосы», «славуты» — ездят по стране? Если нам запрещают ездить подержанными автомобилями, которым больше десяти лет, следовательно, и эти автомобили нужно запретить.

Далее: одно из крупнейших свалок ядерных отходов на территории Украины, в Чернобыльской зоне, и почему-то здесь за экологию власть не переживает, а лишь беспокоится за выбросы, которые осуществляют автомобили на «еврономерах». Так, экология — это важно. Но думают о ней наши народные депутаты, когда не без молчаливого согласия Верховной Рады, вырубают Карпаты и дорогой лес-кругляк направляется в ЕС? Почему здесь в очередной раз появляются двойные стандарты?

Но в Европе запрещены автомобили, которые вредят экологии. К тому же, там есть налоги на подержанные авто.

В Европе, чтобы впервые поставить на учет автомобиль, он должен пройти технический осмотр и там ему дается оценка по допущению к международному движению. Соответственно, если у него в техпаспорте написано «евро 3», ему ни в одной стране мира не запретят пользоваться этим транспортным средством. Украинцы в основном покупают именно такие подержанные авто. И когда провластные эксперты рассказывают, что в ЕС действует запрет на «евро 3» — это неправда. В Европе действительно есть налог на подержанные автомобили. Такие сборы могут быть и в Украине, но тогда, когда у наших граждан будут доходы, как у европейцев.

А как же уплата налогов при растаможке?

Когда мы только появились, нас стали обвинять в том, что мол, мы не хотим платить налоги. Мы хотим платить, но требуем справедливый закон, который даст нам возможность заплатить. Мы не хотим, чтобы на нас наживались олигархи.

А что со штрафами, которые вы будете вынуждены платить, если не растаможите авто?

Я согласен, что такие штрафы должны быть. Мы даже показывали чиновникам «дыры» в этом законе, благодаря которым можно будет завозить нерозмитнене авто в Украину. Но чтобы действовал закон о штрафах, должен быть и закон, который бы позволил нам растаможить авто по адекватной цене. Мы будем протестовать против этих законов. И это продлится до тех пор, пока законотворец не станет на нашу сторону.

Что должна была бы сделать власть, чтобы «евробляхари» были довольны?

Власть действительно могла наконец поставить точку в истории с автомобилями на «еврономерах». Для этого из калькуляции акцизной платы нужно было забрать возраст автомобиля. Тогда стоимость растаможки автомобиля для всех украинцев — и бедных, и богатых — будет равной: примерно 40 % от стоимости транспортного средства. Мы требовали дать возможность ветеранам АТО, в частности, тем людям, которые получили инвалидность, инвалидам первой и второй групп и многодетным семьям растаможивать автомобиль бесплатно. Мы также требовали, чтобы техосмотр автомобилей сделали обязательной процедурой: все авто должны проходить такой осмотр, как это есть в странах Европы. Потому что самой большой опасностью на дорогах есть не «євроблахарі», а те авто, которые уже десятки лет не проходили технический осмотр.

Почему нардепы не приняли ваших предложений?

Мы два с половиной года боремся за принятие одного небольшого закона и никак не можем добиться уступок именно от олигархов. Депутаты — это ставленники олигархической системы. Легализация автомобилей на «еврономерах» не выгодна прежде всего олигархам. Потому что если подсчитать, то по нашим данным, в Украине есть два с половиной миллиона автомобилей. Если бы средняя стоимость растаможки авто была тысячу евро, то в бюджет поступило бы 3,7 миллиарда евро и это буквально за полгода. Зато правительство просит 3 миллиарда долларов у МВФ в обмен на повышение тарифов на газ для населения. Мы говорим власти, а зачем это делать? Вот есть мы, те, кто могли бы честно профинансировать свое государство. Примите адекватный закон: мы растаможим, а вы оплатите долги перед кредиторами.

Представители «АвтоЕвроСилы», судя по видео, часто общаются с нардепами и не всегда мирно, почему вы им не объясняли вашу позицию?

Разговоры владельцев автомобилей на «еврономерах» с народными депутатами всегда были эмоциональными. У людей уже лопается терпение: ты им объясняешь (нардепам. — Ред.), почему нужно сделать так, а не иначе, а они будто живут в параллельной реальности и продолжают говорить бред. Люди, которые управляют страной, не могут понять, что среднестатистический украинец не имеет денег, чтобы купить новое авто, у людей нет средств, чтобы платить за постоянно растущие тарифы. То, что ребята говорят с народными депутатами на повышенных тонах, часто используя нецензурную лексику — это свидетельство того, что нам действительно накипело. Депутаты-это обычные государственные менеджеры, которые представили себя хозяевами этой страны, царями, и это ощутимо в общении с ними. В конце концов, посмотреть на лексику нардепов, власти, складывается впечатление, что нецензурщина — это не единственный язык, который понимают украинские власти.

«АвтоЕвроСила» будет идти в парламент?

Два с половиной года мы стоим на улице и отстаиваем права украинцев на доступные автомобили. За это время мы поняли, что правительством руководят недалекие ставленники олигархов во главе с премьер-министром Владимиром Гройсманом. Мы столкнулись с министерствами, которые даже не разобравшись с сутью вопроса, штампуют нам нелепые отписки. С такой властью Украина далеко не зайдет. И мы вместе с активистами «Автоєвросили» приняли решение о создании политической платформы. Пока мы еще не решили окончательно, пойдет «Автоєвросила» на выборы.

Для чего вам тогда политическая платформа?

Общеполитическая платформа нам нужна для того, чтобы формировать требования к нынешней власти, контролировать выборы, которые будут проходить в ОГТ, следить за ходом президентских, парламентских выборов. И если наши активисты решат, что они готовы идти к власти, чтобы заменить этих бездарных чиновников и депутатов, мы их поддержим.

Кто их будет финансировать?

Мы считаем, что каждый украинец — это инвестор своего государства. И мы будем предлагать украинцам становиться инвесторами тех или иных политсил. Потому что сейчас наших парламентариев финансируют олигархи, соответственно поэтому, все законы прописывают под них, а не ради благосостояния украинских граждан. Мы хотим, чтобы было, как в Запорожской Сечи, когда обязательства перед народом было самым важным. Вот в таком формате мы готовы выдвигать кандидатов в народные депутаты.

В том, что проблема с «євробляхами» и до сих пор не решена, есть политическая составляющая?

Проблемой авто на «еврономерах» сейчас активно спекулируют народные избранники и даже бывшие чиновники. Никто ее не хочет решать в интересах людей, наоборот — все пытаются на этом спекулировать. Думаю, что это связано также с тем, что в нашей общественной организации есть большое количество людей, которыми можно воспользоваться, как сплоченной силой, которая может предоставить тому или иному политику необходимое количество голосов.

Сколько членов в вашей организации?

В нашей организации по состоянию на прошлый месяц было 260 тыс. членов.

Вы сожгли свой автомобиль: в этом была необходимость?

Сжечь свой автомобиль — это было мое право на знак протеста на действия Верховной Рады Украины. Мой автомобиль — это моя личная вещь. И да, меня обвиняли в том, что его можно было отдать на фронт или еще куда, но я должен был его сжечь через информационную блокаду. Потому, что олигархи через свои СМИ, которые контролируют информационное пространство Украины, через проплаченных экспертов объявили, что законы, которые принял Парламент, — это победа «евробляхарей». И мне нужно было доказать всем, что это неправда, что на самом деле нас обманули.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *