Референдум в Турции: Репортаж из города Измира, который сказал «нет»

Референдум в Измире

Для многих людей в Измире результат референдума стал шоком. Почти 70 процентов жителей этого города высказались против укрепления власти Эрдогана. Репортаж из Измира корреспондента DW Даниэля Генриха.

Хусейн Сайгили не может в это поверить, поскольку он никогда не думал, что результат референдума в Турции может оказаться таким. «То, что сегодня произошло, отбросит демократическое развитие Турции на годы назад. Завтра утром мы проснемся в еще более авторитарном государстве, в этом вы можете быть уверены. Реджеп Тайип Эрдоган будет править страной так, как правил собственной партией, а не так, как это должен делать нейтральный глава государства», — убежден 54-летний седоватый мужчина.

Для Сайгили это печальное завершение очень длинного дня, поскольку с пяти часов утра до пяти часов вечера 16 апреля он был наблюдателем на выборах в гимназии имени Ататюрка. Мужчина является членом кемалистской «Республиканской народной партии» (CHP). Начиная с ранних лет Турецкой Республики, эта партия позиционирует себя как защитница принципов Мустафы Кемаля Ататюрка, отца-основателя современной Турции.

С 1920-х годов Кемализм был главной идеологией Турецкой Республики. Поэтому идея президента Эрдогана заменить эту систему президентской формой правления является для таких людей, как Сайгили, «немыслимой».

Измир, который до Первой мировой войны назывался Смирной, является третьим по количеству населения городом в Турции, после Стамбула и Анкары. В городе, который считается самым либеральным в стране, проживает около четырех миллионов жителей. Партия CHP является крупнейшей оппозиционной силой в стране, и в Измире ее влияние очень сильное.

Почти 70 процентов людей в городе, которые во время этого референдума проголосовали против реформы президента Эрдогана, не является уникальным явлением: во время последних президентских выборов почти 70 процентов жителей Измира также проголосовали против Эрдогана. Здесь везде чувствуется антипатия к президенту.

Эрдоган? — «Не мой президент»

Туче Езджан сидит с несколькими друзьями на лужайке возле кафе и ресторанов на набережной Измира. С пивом в руке, глядя на море в направлении Европы, все присутствующие рассказывают, что они, конечно, отдали свой голос «против». Не имеет значения, что Эрдоган официально находится во главе страны, много молодых людей здесь откровенно придерживаются позиции, согласно которой он — «не мой президент». Но понимают ли они «другую» сторону, которая проголосовала «за»?

Для 24-летней студентки Езджан, которая изучает политологию, их мотивы понятны: «Среди тех, кто голосовал «за», есть много людей, которые во времена правления «Партии справедливости и развития» (AKP) стали богатыми, которые имеют выгодные дела с правительством. Этим людям нужна сотрудничество, поскольку они получают большую выгоду от правительства, AKP и Эрдогана. Также есть еще верующие турки. Некоторые из набожных людей на самом деле думают, что Эрдоган и его партия будут действовать по религиозным канонам».

Совсем рядом с местом, где Езджан и ее друзья сидят в этот вечер, можно было неделю назад убедиться, как вызывающе Эрдоган вмешивался в борьбу перед референдумом в Измире. Хотя президент, согласно конституции, обязан придерживаться нейтралитета, он вполне открыто агитировал за реформу и призвал своих сторонников поддержать «стабильность в стране».

Эксперт из Турции Кристиан Бракель (Kristian Brakel) вздыхает, когда во время разговора с DW его спрашивают о честности борьбы. «Сторонники кампании «да» иногда получали автомобили, стенды, они могли также агитировать в сообществах прихожан мечетей. Это все вещи, которые на самом деле для этого вообще нельзя было использовать», — критикует он.

С надеждой на молодежь

В центре Измира, в гимназии имени Ататюрка в районе Алсанджак, член партии CHP Сайгили настраивает себя оптимистично. Прежде всего он возлагает надежду на молодежь страны. «Этот результат означает не так много, следующее поколение будет видеть это все совсем по-другому. Я прогнозирую этой конституции недолгую жизнь, этот референдум в условиях чрезвычайного положения был продвинут слишком быстро. Взгляните только на агитационную борьбу: она проводилась совсем нечестно. Для меня этот результат никоим образом не представляет подлинной воле всего народа», — говорит Сайгили.

После долгого дня в Измире, после долгого дня голосования по всей стране, с одного взгляда на результаты подсчета голосов ничего не остается, как с ним согласиться. Ведь 49 процентов граждан Турции проголосовали против президентской формы правления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.