Почему «крысы» не покидают тонущий корабль

Чего ждут московские священники?

Получение томоса об автокефалии не повлекло массового всплеска переходов московских церквей к Православной церкви Украины, а это свидетельствует о том, что Московский патриархат еще надеется использовать свои «козыри».

Чего ждут московские священники?

Если раньше московские священники запугивали украинских верующих рассказами о том, что в «неканонической» украинской церкви крещение, причастие, венчание и другие обряды являются недействительными, дети некрещеными и даже святая вода не является святой, то сегодня уже все понимают полную каноничность ПЦУ, а московский патриархат потерял весомый психологический козырь, которым до сих пор удавалось удерживать украинских прихожан. Более того, московские церковники хорошо осознают, что отныне им придется работать в условиях фактического враждебного окружения, и с каждым эскалацией российской агрессии, они будут терять приходы, оказываться в эпицентре новых скандалов и протестов и вызывать ненависть украинских граждан. Украинское государство явно поддерживает ПЦУ в судах и налоговой политике, а московским церквям придется смириться с потерей части церковного имущества. Многим московским священникам пришлось бы осуществлять непростой выбор между любовью к Москве и любовью к деньгам.

Казалось бы, в новых условиях, даже не слишком патриотические священники, руководствуясь элементарной выгодой и выбором легкого пути, должны покинуть ряды РПЦ, однако масштабы оказались не столь велики. Даже через месяц после объединительного собора Украинской церкви во вновь Православной церкви Украины вступило в около 40 приходов бывшей Украинской православной церкви Московского патриархата. А это около 0,5% общего количества существующих московских приходов. Из около 11 000 приходов, даже несколько сотен церковных общин на Буковине, Подолье и Волыни, которые уже объявили о намерениях покинуть московскую церковь, не приведут массового оттока приходов УПЦ МП.

Вопреки тому, что почти каждый день все новые приходы в различных областях объявляют о своем выходе из Московского патриархата, тем не менее, с одного взгляда на карту понятно, что этот процесс затронул лишь украиноязычные западные и центральные регионы страны. Сейчас только два московских прихода в Днепровской и Одесской областях перешли к украинской церкви. И никакой пока на Левобережье. Московские священники не побежали из Московского патриархата как крысы с тонущего корабля. Значит у них есть на то свои причины.

Запугивание «ФСБешным адом?»

Путин не зря созвал специальное заседание Совета Безопасности федерации путем предоставления Украине томоса об автокефалии. РФ теперь задействует на церковном фронте всю государственную машину и агентуру ФСБ, мафиозные связи и колоссальные финансовые ресурсы, чтобы уберечь Московский патриархат в Украине от коллапса. Поскольку от решения каждого московского священника зависит принадлежность храма, церковных помещений, ежемесячные денежные пожертвования прихожан и идеологически духовное влияние на тысячи украинских избирателей, для Москвы очень важно убедить духовенство на местах оставаться верными РПЦ. И Кремль даже на территории Украины владеет колоссальными ресурсами влияния, вплоть до физической ликвидации непокорных священников.

Убийство российского депутата Дениса Вороненкова в центре Киева или подрыв автомобиля офицеров СБУ в столице, показывает, что российские спецслужбы могут в Украину убить кого угодно, если им это будет очень нужно. При этом киллерами в указанных случаях были даже не граждане РФ, а завербованные агенты — украинские военнослужащие и даже участники АТО. Поэтому каждому священнику УПЦ МП понятно, что если русские убили важного для украинского суда свидетеля под охраной — экс-депутата Вороненкова, то обычного провинциального священника уберут без особого труда. Депутаты Верховной Рады также озвучивали информацию, что в Московском патриархате людям угрожают не только духовными санкциями, но и недвусмысленно угрожали физической расправой.

Кроме радикальных методов, церковное руководство РПЦ очевидно провело профилактическую работу всеми московскими священниками, угрожая собранным компроматом, проблемами с разделением церковного имущества при переходе храма, а для других, вполне вероятно, предложили финансовые стимулы за «верность». Те общины, которые решили покинуть московскую церковь, убедились, что организованы мобильные группы «православных титушок» в спортивных костюмах и экзальтированные и агрессивные «бабушки» с иконами царя Николая II за считанные минуты будут подвезены к любому храма, и захватив его, содержать помещения любой ценой. И чтобы освободить церковь, Украинская полиции придется перед телекамерами бить дубинками бабушек с иконами, на что наша власть, конечно же, не решится.

«Кроты» на дне

В то же время, массового перехода к украинскому церви в юго-восточных областях не наблюдается и потому, что во многих приходах верующие по идеологическим убеждениям поддерживают Московский патриархат. Многие сторонников России в юго-восточных регионах просто «залегли на дно» и не выражают своих взглядов публично, поскольку в русскоязычных регионах появилось немало проукраински настроенных граждан и ветеранов АТО. К тому же пророссийские силы не имеют прежней монополии на теле-эфиры и информационное пространство, поэтому в некоторых Украинский могло сложиться ложное впечатление об общем патриотизм как на западе, так и на востоке страны.

Однако даже на пятом году российской агрессии, после гибели 11000 Украинский на Донбассе, по результатам исследования Киевского международного института социологии, по состоянию на сентябрь 2018 года, в Украине положительно относятся к России 48% опрошенных респондентов. На западе таких — 31%, в центре положительно настроенных к РФ — 44%, на юге — 62%, а на востоке — 70%. Очевидно, что в условиях такой среды, даже 20-30% патриотически настроенных прихожан в восточных областях не смогут перейти с храмом в украинской церкви. Большинство местных прихожан вместе с агрессивным московским духовенством продолжать хранить верность русской церкви вместе с монополией на церковные сооружения.

Патриарх Филарет еще осенью 2018 на пресс-конференции очертил механизм перехода церковных общин в украинской поместной церкви: «Если две трети прихода проголосуют за то, чтобы остаться в русской церкви, значит этот приход будет принадлежать русской церкви. Если же две трети прихожан проголосуют за украинскую церковь, то храм вместе с прихожанами перейдет в украинскую православную церковь. Если не будет две трети, а приход находится в Московскому патриархату, то она и останется в Московском патриархате », — сказал владыка. Где же возьмутся две трети проукраински настроенных прихожан, в областях, в которых 48% респондентов в общем положительно относятся к РФ?

Что планирует Московский патриархат?

Такой небольшой процент приходов покидая Московский патриархат также может свидетельствовать, что их церковное руководство не боится оказаться в невыгодном положении в Украине, поскольку знает, что ситуация скоро изменится. В таком случае, временные многомесячные трудности после томоса УПЦ МП может пережить с незначительными потерями, поэтому и большинство московских священников сохраняют статус-кво.

Одним из вариантов того, на что надеются в Московском патриархате, является смена власти в Украине на более пророссийскую. К примеру, уже весной 2019 года новым президентом может стать человек равнодушен к патриотическим или духовных вопросов, которая ориентируется исключительно на социальные лозунги жителей русскоязычных юго-восточных регионов. Или на парламентских выборах осенью 2019 значительный процент в парламенте будут партии, создании на базе бывших регионалов, в частности «Оппозиционный блок», «За Жизнь» и другие представители пятой колонны.

Рейтинги подтверждают, что кум Путина Виктор Медведчук в следующем году будет депутатом украинского парламента и будет иметь свою подконтрольную фракцию, с которой новому президенту и коалиции придется считаться и договариваться. Возможно даже пророссийские силы получат такого влияния, которые войдут в правящую коалицию и займут министерские посты в правительстве, прокуратуре и судах, что будет означать гарантии неприкосновенности РПЦ. При таких условиях власть и правоохранительные органы займут нейтральную позицию в конфликтах по принадлежности храмов и ничем не помогать украинской церкви. А бригады «православных титушок», действуя наглостью и силой, не позволят ни одному храму покинуть Московский патриархат.

Ожидание «освободителей»?

Другой причиной массового выжидания церковников Московского патриархата может быть циркулирующая информация о полномасштабном вооруженный конфликт с Россией. Не исключено, что по внутренним каналам, московское руководство заверило свою агентуру в Украине, что нужно еще немного подождать, пока придут русские православные «освободители».

Особенно обнадеживают московских священников заявления Путина о том, что российская армия через два дня может быть в Киеве и намерения российских пропагандистов по захвату всего украинского Юго-Востока. В условиях российской интервенции НАТО и ЕС конечно же выскажут «глубокую озабоченность», так как это делали во время оккупации Крыма, вторжения на Донбасс и захвата украинских моряков в Керченском проливе, но никто Украины реально не поможет. Возможно Запад и предоставит Киеву несколько десятков «Джавелин» или снайперских винтовок, но в условиях полномасштабного российского наступления большие территории могут перейти под контроль Москвы.

Такие обещания «братской помощи» из-за «поребрика» также являются весомым фактором сохранения священниками верности Московскому патриархату. А что если завтра здесь будут российские войска, так как это произошло на Донбассе, и их накажут за переход к украинской церкви? Кто гарантирует, что в Харьковскую или Черниговскую область завтра не ступит нога российского оккупанта? Кто защитит их от российских репрессий Вашингтон или Брюссель со своими санкциями? Москва, как известно, в отличие от Украины, никого не простит, и на демократию и права человека не будет оглядываться.

Тот факт, что лишь 0,5 процента приходов Московского патриархата перешли к Православной церкви Украины, и то лишь в западных и центральных областях, свидетельствует, что в РПЦ остаются убежденными: борьбу за Украину они еще не проиграли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *