Последнее и лучшее оружие Путина: отключит ли Кремль Европу от подачи природного газа

В настоящее время видно, что вооруженный конфликт на Донбассе между украинскими войсками и сепаратистами, поддерживаемыми Москвой, зашел в определенный тупик. Кроме того, под давлением международного сообщества, в первую очередь Европы и США, Россия вынуждена вывести свои войска с территории Украины. Остались группы российских наемников и военных специалистов, однако для масштабного наступления этого очевидно мало.

В тоже время над Москвой довлеют санкции, которые наложены странами Запада и которые ощутимо бьют по и так не слишком мощной и развитой российской экономике. В такой ситуации Кремль может открыть новый фронт борьбы против Запада, в первую очередь против стран Евросоюза и этот фронт будет газовым. Россия может воспользоваться своим практически монопольным положением по поставкам газа в Европу и с началом холодного периода просто сократить или совсем прекратить подачу газа в Европу.

Линия фронта и стратегии достаточно ясны. Россия нуждается в Западе для получения кредитов, финансовых услуг, продуктов питания, новых технологий — все это в настоящее время захлебнулось в следствии экономических санкций после вмешательства Кремля в Украине. С другой стороны Россия опирается на Газпром, газового гиганта, который поставляет до трети своего газа в Европу, причем около половины, что по газотранспортной системе Украины. Если Кремль решит использовать подачу газа для того чтобы нанести ответный удар против европейских санкций, это сценарий для очередной «газовой войны», причем более серьезной чем предыдущие.

Один из журналистов Кремлевского пула недавно в приватной беседе заявил: «Кремль твердо верит, что газ наше последнее и лучшее оружие, которого в Европе опасаются наиболее. Они (высшие российские должностные лица) говорят: нужно просто подождать, пока не выпадет первый снег и мы увидим, что тогда Европа запоет о санкциях.»

С первого взгляда кажется, что действительно на руках у Кремля все козыри в данном вопросе. Поддержка политики Путина все еще очень высока (социологи утверждают о 84% поддержки, но с учетом последних антивоенных маршей в Москве и других российских городах, эта цифра кажется преувеличенной). В любом случае на высокий рейтинг Путина не повлияли ни проблемы в экономике, ни падения рубля и подорожание продуктов питания из-за санкций, который российское правительство наложило на западный импорт. Россияне находятся в патриотическом угаре и в таком состоянии смогут вынести многое.

Совсем другое дело с европейцами. Они не поймут возможного отключения газа зимой и возможный холод в своих жилищах и европейские политики это четко понимают и вынуждены считаться с таким положением вещей. Это одна из главных причин, почему долгое время к Газпрому не применяли экономических санкций, хотя почти все остальные российские нефтегазовые компании отрезаны от западного рынка заимствований и им запрещено продавать новые технологии в сфере добычи нефти и газа.

Однако, использование Москвой поставок газа против Европы – это обоюдоострое оружие, которое может в первую очередь ударить по самой России. И в этом вопросе много различных факторов.

В первую очередь это технические моменты. Добыча газа – это непрерывный процесс, то есть добытый газ необходимо куда-то деть, причем законсервировать скважину очень сложно и дорого. Если не отправлять газ потребителям – то его придется сжигать прямо на месте добычи. Но газ обычно подымается под огромным давлением и попытки поджечь его – очень опасны. Можно еще закачивать газ в подземные хранилища, множество которых Газпром подготовил в последнее время, но это означает, что вы закачиваете только что добытый газ обратно под землю и вам его придется опять оттуда выкачивать.

Но самая большая опасность в случае новой «газовой войны» для Газпрома другая – финансовая. Пока Газпром имеет доступ к международному рынку заимствований, однако кредиторы очень обеспокоены ситуацией, они четко понимают, что в случае обострения украинского кризиса и введения нового уровня санкций, Газпром уже точно попадет в «черный список». Сейчас ежегодные текущие расходы Газпрома, без учета новых проектов – 25 млрд. долларов, кроме этого компания должна обслуживать 50 млрд. долларов долга. Еще компания ведет несколько мегапроектов и основным источником доходов компании является продажа газа в Европу. Правда подписан крупный контракт с Китаем, но он еще далек от реализации и эксперты до сих пор не могут прийти к общему мнению по поводу его эффективности для России.

Так же большие проблемы Газпрома связаны с Украиной. Официально Киев не получает газ из России с июня нынешнего года, но в тоже время газ по украинским трубам продолжает идти в Европу. Газпром практически всегда умело лоббировал свои интересы в Украине и умел договариваться с любым правительством в Киеве. Но после аннексии Крыма и войны на востоке Украины сделать это будет много сложнее. Проороссийских политиков в Киеве становится все меньше. Потеря Украины, как одного из самых больших и выгодных клиентов Газпрома, больно ударило по компании. Этим летом отмечается резкое падение добычи природного газа Газпромом и это связано в первую очередь с потерей (пускай и временной) украинского рынка.

Еще можно добавить, что в предыдущих «газовых войнах» Газпром мог выиграть тактически, но всегда проигрывал стратегически. После нескольких отключений подачи газа в Европу, в следствии российско-украинских разногласий, европейцы делали выводы и уменьшали потребление газа. В настоящее время в европейских странах действует несколько программ по уменьшению зависимости от российского газа и в случае новой «газовой войны» Газпром рискует потерять значительную долю европейского рынка. Российский газ можно заменить сжиженным газом из Катара, Ирана или США. Также в Европе уже сейчас рассматривают проекты альтернативных газопроводов из Азербайджана и Ирана.

Сейчас в Европе, как никогда сильны антипутинские настроения, особенно обострилась ситуация после катастрофы малайзийского Боинга. Если Кремль решиться использовать газ, как геополитическое оружие это еще больше сплотит Европу против России.

Сейчас стоит отметить только то, что как Европа зависит от поставок российского газа, так и сама Россия зависит от европейских покупателей и вряд ли в ближайшее время найдет им альтернативу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.