Очередной карантин: таблетка от коронавируса или контрольный выстрел в бизнес?

Дефицит бюджета и размер долгов можно описать всего лишь одним словом — «Армагеддон». А проценты по обслуживанию долга — фантастические. Пирамида ОВГЗ — на грани обрушения.

«Лето красное пропели…»

Для слабеющей отечественной экономики любые деньги имеют значение. Верховная Рада приняла закон, которым утвердила создание специального Фонда по борьбе с COVID-19 в размере 66 млрд грн.

Об этом напоминают в своем материале для ZN.UA авторы Сергей Следзь и Вадим Башта.

Казалось бы, фантастически огромная сумма и неминуемую осеннюю волну коронавируса мы встретим во всеоружии. Увы, получилось совсем не так.

Мы имели вполне обоснованные надежды предполагать, что «большое строительство» начнется в украинских медицинских учреждениях. Нам не надо было, как китайцам, за несколько дней сооружать ультрасовременные медцентры, достаточно всего лишь отремонтировать старые корпуса, подготовить неприспособленные помещения для приема больных и обеспечить «фронтовыми» зарплатами тех, кто сейчас на передней «медицинской линии фронта» несет все бремя и риски COVID-19.

Однако то, что было сделано — оказалось «слезами кошки». Но заплатили за все это не беспечные чиновники, а в первую очередь малый и средний бизнес.

Карантин выходного дня — решение проблемы или драйвер заболеваемости?

Карантин выходного дня или как называют его в Интернете — КВД, пока не решил задачу ограничения контактов между людьми. Да и формально закрываемый на время выходных бизнес, как может, пытается к нему адаптироваться.

Например, как оказалось, некоторые непродуктовые торговые сети, на которые уже кивали с укором в период весеннего карантина, вполне неплохо себя чувствуют и в период нынешних ограничений.

Они продолжают работать, но… в онлайн-режиме, т.е. выдают интернет-заказы. Ведь ничто не мешает покупателям подходить к продавцам, которые находятся на своих рабочих местах и при необходимости быстренько проведут все пожелания потребителя через Интернет, тут же оформив покупку. Формально закон не нарушен, но, как всегда, существуют лазейки для обхода запретов и конкурентов.

И в результате уже в прошлые выходные мы увидели плотные очереди покупателей на так называемое онлайн-обслуживание в сетевых гипермаркетах.

Так работают некоторые ломбарды под вывеской финансовых учреждений. Так работают и магазины всякой всячины, где лишь номинально числятся товары санитарного назначения. Так работают культовые учреждения, допуская массовое скопление людей непосредственно в субботу и воскресенье.

Плюс многие откровенно саботируют решение Кабмина.

Такая профанация карантина обеспечивает весьма сомнительные результаты. А может и вовсе из-за скопления покупателей в будние дни даст свою прибавку к количеству заболевших.

Кроме того, у этого сомнительного эксперимента есть и вполне осязаемая экономическая цена.

КВД-ускоритель развала экономики

Откровенно говоря, экономика у нас и так развалена. Страна не может свести концы с концами без постоянных вливаний со стороны кредиторов.

2019 год мы протянули на «игле» государственных ценных бумаг — ОВГЗ.

2020-й — за счет наращивания дефицитов, дисбалансов, девальвации и осеннего роста цен.

В 2021-м — скорее всего, просто надежда на чудо и усиленное «питание» со стороны МВФ и других внешних кредиторов, поскольку схема с ОВГЗ потихоньку начинает давать сбои. Ведь частные банки без энтузиазма воспринимают призывы «затариться бумагами» еще хоть немножко, а госбанки и так под завязку ими запакованы.

Экономика не самодостаточна. Страна не может себя прокормить. Пока баланс худо-бедно держится, и гривна не валится в «тартарары» лишь за счет бедности населения, мизерных доходов мелкого и части среднего бизнеса, временного сокращения дисбаланса внешнего сальдо за счет сравнительно небольшого спроса импортеров, отсутствия валютных расходов на туризм и некоторых других факторов.

Но средняя температура по больнице в экономике давно превысила критическую.

КВД лишь ускорил и усугубил и без того очевидные проблемы. Денег, прибыли и налогов в системе станет еще меньше.

Классический мультипликатор: меньше рабочих дней, меньше торговая выручка и выручка за услуги, меньше доходы наемных работников, меньше доходы бизнеса, меньше инвестиций и налогов, зато больше необеспеченных денег, нестабильность национальной валюты и экономической системы в целом.

Обвал коммерческой аренды

Если проехаться центральными улицами Львова — одного из городов «большой тройки» (Киев, Львов, Одесса), то нельзя не заметить небывалое количество объявлений об аренде помещений и пустые витрины там, где еще несколько недель назад демонстрировалось товарное изобилие. Причем это относится даже к топовым локациям.

На днях довелось наблюдать, как на одном из самых оживленных «пятачков» Львова (сразу за знаменитым оперным театром) — из десятка торговых помещений работало лишь шесть, четыре магазина «просились» под аренду.

Прибавилось пустоты и на традиционно торговых львовских улицах — Городоцкой, Бандеры и даже аналоге столичного Крещатика — проспекте Свободы.

А ведь лучший индикатор благополучия граждан — цена аренды нежилых помещений и вакантность коммерческой недвижимости.

Цена аренды квадратного метра нежилой недвижимости в последнее время валится, а вакантность (количество пустующих магазинов и офисов) как никогда высока. Такого не наблюдалось ни в 2008 г. после мирового ипотечного кризиса, в полной мере «отыгравшего» и в Украине, ни в 2015-м во время резкого роста курса доллара до отметки 40 грн.

Результат — налицо, по оценкам коммерсантов, торговля в магазинах как продуктовой, так и промышленной группы в валовом отношении (октябрь нынешнего года к октябрю прошлого года) снизилась минимум на 20–25%.

Значительная часть покупателей перешла в крупные торговые сети, что приводит на грань банкротства «мелкие» и «средние».

Одной из тенденций рынка офисов стал беспрецедентный исход мелких и средних IT-компаний из арендуемых помещений. В итоге по тому же Львову цена аренды «квадрата» недвижимости даже в топовых прицентральных локациях за считанные месяцы обвалилась в 2–3 раза. Естественно, прибыль многих арендодателей устремилась к нулю.

Отечественные арендаторы, в частности некоторые сетевые компании, не ограничивают себя оптимизацией арендных расходов, они активно экономят и на фонде заработной платы. Нередки случаи, когда менеджеры по продажам торговых точек в небольших городках переведены с ежемесячной зарплаты в 8–10 тыс. грн «на минималку» — около 4500 грн на руки, без традиционных бонусов за продажи.

Бывают и беспрецедентные случаи, когда известные региональные сети по продаже техники, не желая сокращать количество торговых точек, оплачивают своим продавцам лишь половину минимальной заработной платы при полноценных 160–170 рабочих часах в месяц. При этом, в документах работники, конечно же, расписываются за получение полной минималки.

Мы помним, что жертвой первого весеннего карантина стал рынок аренды жилой недвижимости. Теперь рынок аренды нежилых помещений «догнал» по негативу коллегу как раз к введению КВД. Пережив тотальное закрытие игорных залов, рынок коммерческой недвижимости не смог пережить падение покупательской активности и сокращение продаж.

Под вопросом остается рынок продажи жилой и нежилой недвижимости. Коммерческие объекты в местах с хорошим трафиком и ликвидные квартиры сильно подорожали в прошлом году, и продолжили ценовое движение вверх в нынешнем. Однако первые тревожные звонки уже прозвучали.

Несмотря на почти «накрывшуюся медным тазом» ипотеку под супервыгодные проценты (реальная ставка сейчас составляет не разрекламированные 10%, а около 15% на вторичку и 18% — на первичку), рынок недвижимости в минувшем месяце впервые показал пятипроцентное долларовое снижение ценовой планки. Нежилая недвижимость застыла в раздумьях, ведь отдача от инвестиций оказалась за пределами разумного.

Лекарство для экономики

Украина в состоянии перманентного экономического кризиса находится вот уже три десятка лет, с редкими просветлениями в виде относительно высоких темпов роста и макроэкономической стабильности (в первом десятилетии нового века). В результате мы так и не вышли из состояния цивилизационного разлома.

Страна многие десятилетия рискует застрять между цивилизованным миром стран с развитыми экономиками и экономикой 90-х годов прошлого века, ведь с тех пор в Украине почти ничего по большому счету не изменилось.

То же паразитирование на промышленном наследстве давно исчезнувшей страны и сырьевой базе с практически дармовыми трудовыми ресурсами, но с новосозданной «блестящей мишурой» в виде торговых центров и многочисленных бутиков на улицах городов.

Что год грядущий нам готовит? Одно можно сказать точно — бешеная турбулентность нашей экономике гарантирована практически стопроцентно. Даже на низкой базе 2020 года ВВП страны в лучшем случае покажет «косметические» темпы прироста, де-факто зафиксировав стагнацию. Цены на товары и услуги уже вышли из почти двухгодичной «спячки» и в следующем году наберут разгон.

Дефицит бюджета и размер долгов можно описать всего лишь одним словом — «Армагеддон». А проценты по обслуживанию долга — фантастические. Пирамида ОВГЗ — на грани обрушения.

Именно поэтому нас «успокаивают» тем, что полного локдауна не будет, так как экономика еще одного форс-мажора просто не выдержит. Однако и карантин выходного дня может стать последней каплей, переполнившей чашу дисбалансов и перекосов, после чего экономика может и не оправиться.

Особенно тревожит сегодня алогичное поведение национальной валюты. Казалось бы, денег на раскачку рынка нет ни у населения, ни у бизнеса. Нерезиденты, сбросившие значительную часть ОВГЗ, пока «не расчехлились» и выжидают удобный момент для конвертации. Гривневые депозитчики еще не запаниковали и не начали массово расторгать свои договора в банках и конвертировать сбережения.

Карантин даже всего лишь на выходные все равно запускает мультипликатор тотального обнищания, точнее ускоряет его, и гривна должна бы ситуативно укрепляться, как это произошло во время весеннего карантина, когда национальная валюта значительно «потяжелела» после кратковременной волны паники.

Однако этого не происходит. Гривна не показывает намерений укрепиться ниже 28 грн за доллар, и колеблется в привычном диапазоне. Почти что нулевая реакция на гривнеукрепляющие факторы свидетельствует о том, что, во-первых, потенциал девальвации все еще очень высок. Во-вторых, что симптомы приближающейся волны финансово-экономического кризиса становятся все отчетливее.

Судя по заявлениям и действиям топ-чиновников страны, принимать и реализовывать антиолигархическое и антимонопольное законодательство, похоже, никто даже и не собирается. А ведь именно этот шаг мог бы стать действенным «лекарством» от системного кризиса.

Наоборот, сейчас мы наблюдаем инициативы законодателя буквально подталкивающие к системному кризису.

Новации, равнозначные коллапсу

Что делать и чего категорически нельзя делать в нынешней непростой ситуации.

1. Финансовое бремя кризиса, разворачивающегося сегодня, здесь и сейчас должно быть срочно переложено с населения на крупный бизнес, монополии, и финансово-промышленные группы (многие из бенефициаров которых десятилетиями работали в Украине, конвертируя свои суперприбыли в эллинги, суперджеты, образование членов семьи в швейцарских колледжах, яхты, самую дорогую недвижимость Лондона и «пещеры Алладина» под Киевом).

Это поможет амортизировать особо тяжелые экономические последствия и привести бюджет на 2021-й год в не взрывоопасное состояние. Именно так сейчас решаются экономические проблемы в большинстве развитых стран.

2. Все «заоблачные» проекты по ускоренной и усиленной фискализации населения и мелких ФЛП должны быть отложены «в самый дальний ящик стола» на неопределенное время.

Сейчас не время пополнять армию безработных с соответствующим увеличением нагрузки на фонд субсидий и фонд занятости, она у нас и так огромная.

Как и не время провоцировать очередных трудовых мигрантов на выезд за пределы нашей страны — создавать национальное богатство других стран. Тем более что поток «гастарбайтеров» и так уже превысил все мыслимые и немыслимые пределы.

3. Сейчас не время даже намекать на налогообложение валюты, завозимой «заробитчанами». Таким образом можно и вовсе свести к минимуму поток заработанных вынужденно тяжелым трудом долларов и евро в нашу страну.

4. Сейчас не время вводить «раздевающие» налоги с автомобилей для среднего класса, которые трудно назвать роскошными. Ведь и без того немногочисленные потенциальные покупатели новых авто обойдут автосалоны стороной, и налогов станет еще меньше.

Тем более не стоит обращаться к представителям европейских стран (как это почему-то решили сделать наши некоторые высокопоставленные чиновники-экономисты), чтобы страны Европы компенсировали Украине свое «очищение от автохлама за счет здоровья наших граждан».

Более фантасмагорическую позицию трудно себе представить. Получается наших «топов» всерьез устраивает положение, когда Украина становится страной «евроблях» в ущерб здоровью и безопасности соотечественников.

5. Не время вносить суперпопулистские законопроекты в высший законодательный орган страны, чтобы пресловутые «евробляхи» ввозились в нашу страну с таможенными льготами. Ведь такие предложения находятся «за гранью» и просто окончательно превращают нашу страну в автопомойку Европы.

6. Точно не следует вводить модернизированный налог на недвижимость: промышленные здания, офисы, МАФы и общежития, «раздевая» даже небогатых владельцев квартир.

Взамен предлагая владельцам неэффективного бизнеса, в условиях карантина, либо платить новый налог, либо срочно продавать собственность, тем самым окончательно обрушая рынок недвижимости, обнуляя рабочие места.

А владельцам какой-нибудь унаследованной советской трешки в центре де-факто предлагается срочно ее реализовать, распродавая в т.ч. личные вещи, которые просто не поместятся в новую однокомнатную квартиру на околице.

При этом освобождаются от налогообложения по таким проектам (в отличие от действующего закона о необлагаемой льготе в 60 кв. м) лишь пенсионеры, инвалиды, малолетние и недееспособные, владеющие квартирой, или домом определенной стоимости.

Неналогооблагаемая стоимость для малозащищенных категорий граждан, к примеру, для Львова по квартирам будет составлять эквивалент около 17 тыс. долл. а для собственного дома — около 44 тыс. долл.

Это означает, что чиновники уже определили категории «особо богатых» в Украине. Под их определение, если следовать проектам изменений в налогообложение недвижимости, де-факто попадают едва ли не все простенькие квартиры на окраинах многих украинских городов.

Этот пример очень наглядно демонстрирует намерение чиновников — огромные дисбалансы, разрывы и дефициты они собираются перекрывать за счет «копеечных» (как для бюджета) и тотально жестких (как для граждан) налоговых поступлений от населения, в т.ч. пенсионеров, владеющих обычной старенькой квартирой, полученной полвека назад.

Только вот бюджетного толку от вышеперечисленных новаций будет «ноль», а вред нанесенный экономике, которая потеряет последнюю «соломинку для утопающего»: внутренний спрос населения и стабильную работу мелкого и среднего бизнеса — будет огромен и несоизмерим с эфемерными «прибылями» бюджета.

Чиновники по-прежнему ищут призрачные деньги в карманах тех, у кого их нет и, по большому счету, никогда не было. Так что спасение утопающих, как и прежде остается делом самих утопающих. Это касается и преодоления последствий пандемии, и выживания бизнеса, и обеспеченного будущего наших соотечественников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.