Операция «Растаможка». Три недели ожидания, $2500 пошлин, посредники и взятки — как проходит регистрация евроблях

Евробляхи

Олег из Ужгорода свою историю «Растаможка» сравнивает с сериалом. Он продолжался три недели и обошелся в две с половиной тысячи долларов. В процессе мужчине казалось, что тратится слишком много нервов и денег, но теперь, когда все позади, реагирует спокойно: «Это лишь одна страница из жизни». Автомобилист Александр платил посредникам за растаможку «под ключ». Справился со всем за три дня, но это минус 550 евро в придачу к официальным платежам. Как украинцы растаможивают евробляхи в льготный период — со скидкой 50 процентов на акцизный налог.

Сериал
За две недели до того, как Президент подписал закон о растаможивании, «специальные люди» пригнали Олегу «Шкоду Октавию Тур» из польского города Перемышль. Вручили ключи и документы — новый владелец автомобиля расплатился двумя с половиной тысячами долларов. Хотя разговоров о законе велось много, в окружении Олега сомневались: мол, сколько людей ездит на бляхах, неужели этом можно как-то помочь? И привлекала цена: примерно такие же модели на украинском номерах стоили вдвое дороже.

На новой-старой «Шкоде» человек поездил две недели. Имел липовую справку из автосервиса, что машина на ремонте — такой шаг позволял избегать обязательного пересечения границы раз в 5-10 дней в рамках транзита. Если же нужно выехать за границу, берешь еще одну справку — мол, ремонт уже закончен. Такой документ стоил от 200 до 400 гривен, Олег успел воспользоваться им один раз. Без справки за просрочку транзита платишь 8500 гривен (наш следующий герой не знал о справках из автосервиса, поэтому сознательно заплатил разовый штраф).

А когда правила изменились, Олег решил растамаживать. Его брат успел пройти процедуру раньше, он и подсказывал, что за чем. Дал контакты таможенного брокера — и предварительно оценил, что понадобится 1700 долларов. В конце концов, все обойдется дороже, потому что она не предусмотрела нескольких неофициальных платежей.

Для начала предстояло ехать в Польшу, чтобы снять машину с учета. Олег поехал в Перемышль с теми людьми, которые пригоняли ему авто. Там впервые переплатил 70 долларов официально и 200 — за посредничество. «Поляки, которые продавали машины, — барыги, посредники, скупающие машины у поляков для дальнейшей перепродажи. Узнав о нашем новом законе, хотят денег за то, чтобы снять», — говорит Олег.

После этого оставил машину в Словакии — потому, что еще не проплатил за растаможку. Сам вернулся домой и пошел к услугам таможенного брокера, которая помогла оформить документы для импорта и составить декларацию. Получилось, что Олег должен заплатить 47 000 гривен. Уже после этого мог перевезти машину через словацкую границу. В очереди с фурами, которые ждали растаможку, человек простоял полторы суток. Очередь продвигалась со скоростью три фуры в час.

Заехал в Украину — и начались неожиданности. Перед тем, как подать авто на растаможивание на внутренней таможне, надо пройти сертификацию и получить документ, удостоверяющий, что с машиной все в порядке. Возникла проблемка: в техпаспорте на «Шкоду» значилось, что это грузовик (так оформили поляки, объясняет Олег, чтобы платить меньший налог. Машина зарегистрирована на тамошний фирме). На таможне из-за этого также не хотели пропускать, человек по собственному усмотрению дал взятку — 50 евро (брокер прокомментировала, что это многовато).

По этой же причине возникли трудности в автосервисе, где должны выдать лицензионный сертификат об исправности машины. Осматривают мотор, фары, тормоза. Там сертификат так и не выдали, но продержали машину несколько дней. В конце концов Олег обратился в другой сервис. Дал 100 евро на руки и 2800 гривен официально — через 3-4 дня можно было все забрать. В электронном формате сертификат получаешь быстрее, отправляешь его брокерци — и начинается растаможка.

Брокерка заранее заняла очередь на внутренней таможне в Ужгороде, но все равно пришлось простоять в очереди три дня. Олег заехал на парковку таможни, оплатил 500 гривен за стояние, сдал все документы (договор купли-продажи, техпаспорт, сертификат). На таможне по этим документам определяют, какой процент от стоимости машины подлежащей уплате. Акцизный налог, рассчитанный с года выпуска авто и объема двигателя, составлял 800 евро. Олег, пользуясь льготным периодом растаможка, заплатил половину этой суммы.

Следующий и последний шаг — сервисный центр. В девять утра определенного дня Олег взял порядковый номер, а уже в 9.02 их взяли уже 30 Мужчина говорит, что под центром ошиваются «решали», которые спекулируют номерками, пользуясь ажиотажем. С переводов, которые распространяются под центром, слышал, что такая услуга стоит 50 долларов — еще и проведут к человеку, который зарегистрирует. Однако Олег решил обойтись собственными силами.

Эксперт сервисного центра осмотрел авто, отдельный работник внес данные в базу, кассирше Олег оплатил две тысячи гривен за то, что поставили на учет (тоже рассчитывается как процент от стоимости) и вышел с новыми номерами и техпаспортом.

Итак, посчитаем.

300 долларов официального и неофициального платежа за то, чтобы сняться с учета в Польше (в эту сумму Олег еще добавил приблизительную цену бензина в Перемышль и обратно).

50 евро взятки за то, чтобы на таможне закрыли глаза на ошибку в техпаспорте.

2800 гривен за сертификацию в автосервисе + 100 евро за ту же ошибку.

47000 гривен — налог, сформированный таможенным брокером.

400 евро — льготный акциз.

2000 гривен — за то, чтобы поставить на учет в сервисном центре.

500 гривен — парковочный талон на внутренней таможне.

Если перевести все это в доллары, получится ориентировочная сумма более 2500 долларов, а это столько же, сколько Олег заплатил стоимости машины. (Однако из этой суммы можно вычесть 150 евро взяток и 200 долларов польским посредникам). На это время — всего растаможка продолжалось три недели. Мужчина не мог изо дня в день заниматься только автомобилем, так как еще ходил на работу. Больше всего времени съело тщетное ожидание в первом автосервисе и полутора суток на границе.

Что Олег об этом думает? Уже колеблется, покупал авто при таких раскладах, может, лучше бы жил спокойно и ездил на велосипеде. Но даже с растаможкой сэкономил, уложившись в 5000 долларов. Мужчина работает ведущим праздников, поэтому часто приходится поздно возвращаться домой, а еще возит сына в детсад. Говорит, уже почувствовал, как «Шкода» стала помощницей в быту.

В процессе растаможивания, когда возникали все новые трудности, Олегу казалось, что «это тупик и конец света». Но теперь видит, что это всего лишь эпизод из жизни.

Денег на все не хватало. Отложенных полторы тысячи долларов хватило бы и на авто, но старики хотели помочь внуку, поэтому подсобили и с растаможкой, и с остальными суммы на покупку. Для тех же, кто вскоре растаможивать авто, Олег имеет совет: делать все самостоятельно, чтобы не тратить лишние деньги за услуги посредников.

Не каждый спешит, как Олег. Житель Андрей ездит на б «Пежо», пригнанных из польского города Холм. Имеет там друга-поляка, в совместной с ним и приобрел авто. Теперь возмущается: мол, покупал за разрешенными правилами, не прибегая к махинациям и услуг дельцов. По предварительным подсчетам, растаможка машины потянет до 2-2,5 тысяч евро, столько же авто и стоит. По мнению мужчины, это нечестная сумма, он бы согласился заплатить вдвое меньше.

Поэтому решение водителя временное: ездить на польских номерах, пока не постигнет первый штраф. Далее же надеется на то, что «будет видно». Логика Андрея такова: закон, мол, невыгодный для водителей, поэтому рано или поздно действующей редакции внесут правки в пользу «евробляхерив». А пока можно ездить по старым правилам 180 дней момента принятия закона, так и оказывать.

Еще одна водитель, София, с пограничного Владимира-Волынского ждать не стала и увезла свою евробляху на автокомис — площадка, где продают подержанные автомобили в Польше. Машина кормила женщину: пользуясь транзитным режимом, водитель привозила из Польши товары, чтобы перепродать их дома. Теперь размышляет над новой деятельностью, но может быть таким же равноценным за выгодой в пограничные, пока не придумала. Однако Александр Булатов решил по-другому. Он не хотел заморачиваться, и посредники сами нашли его.

Литовская жесть Александра раза в день проходит грань между Николаевщиной и Одесской областью: из родного села Коблево человек ездит на работу в спортивный комплекс Южного. Когда не работает, может поехать в Днепр или другие города по делам. Бляха доезжала и до закарпатских купален с термальной водой. Словом, уже полтора года машина служит Александру и для работы, и для отдыха. Поэтому когда закон обязал растаможить авто, человек, не мешкая, приступил к делу, чтобы успеть на льготу.

Как только стало известно о законе, как работники фирмы «Автопригон.in.ua», которые и привезли Александру машину, сами связались с мужем и предложили посредничество. «Хотите — сделаем под ключ, хотите — отдадим купчую и занимайтесь всем сами». Человек сам заниматься не хотел, поэтому согласился. В услуги входил таможенный брокер, поездка в Литву и обратно, чтобы снять с учета, консультация о порядке оформления. За весь пакет услуг «под ключ» Александр заплатил 550 евро, мог бы обойтись и 150-ю (за снятие с учета) — тогда бы имел сам позаботиться о документах и ​​оформления.

«Я не силен в этих делах. И туда-обратно в Литву поехать стоит денег и времени. Поэтому мне выгоднее так », — объясняет мужчина. Если у Олега на растаможку ушло три недели, то Александр справился за три дня, делегировав всю волокиту посредникам. Мужчины с «Автопригона» только позвонили, когда приезжать. Они сопровождали клиента по всем инстанциям и консультировали, как и что делать. Поехали с ним на таможню, на сертификацию.

Сервисный центр МВД по улице Гринченко — последний пункт назначения после трех дней в Киеве. Александр здесь с десяти утра. Для его посредников — он один из трех клиентов в настоящее время. Эксперт сервисного центра Роман Батура, мужчина лет сорока с засаленными нашивками в виде украинских флагов, осматривает машину. У Александра минивэн «Тойота». Батура заглядывает в капот и багажник, осматривает ремни безопасности, делает снимки, вписывает в техпаспорт номер двигателя. Рядом на улице стоят строкой еще с десяток автомобилей с раскрытыми капотами, ждут своей очереди на новые украинские номера.

С девяти утра до часу дня Роман Батура успевает осмотреть двадцать машин. На улице минус семь, очередь нетерпеливая. Однако Роман, добродушный мужчина, сохраняет спокойствие:

«Мальчики, переставьте машинку».

«Батенька, сядьте погрейтесь, скорее не будет».

Какой-то момент кто-то не выдерживает и спрашивает, чего бы то быть таким любезным. Роман поднимает глаза к небу и выдает мудрость: «Если злиться, то лучше не станет».

После того человек в меховой шапке, который стоял у Романа над душой, наконец скрывается в салон.

Александр тоже в хорошем настроении:

«Растаможим и ездить на своей машине, на украинском бляхах. Будет моя собственность ».

Ранее вроде тоже «Тойота» находилась в его собственности, однако приходилось прибегать на определенных мытарств. Формально машина оформлена на литовскую фирму, Александр загнал ее на себя в режиме транзита. Знал, что если не пересечет границу за 5-10 дней, как положено, ждать штраф — 8500 гривен. Об этом предупредили те, кто пригнал машину, Александр сознательно пошел на такой шаг. После уплаты штрафа мог ездить, сколько угодно.

В начале Александр боялся ездить с просроченным транзитом. «Я по характеру такой человек, что не умею на кого-то надавить. Но ребята из «Автопригону» рассказали мне, как отвечать, когда остановит полиция, как манипулировать законом и доказывать, что могу ездить. За полтора года полиция меня останавливала раз десять, все без проблем. Спрашивали, когда машина последний раз делала переезд, но меня сразу предупредили, что могу не отвечать. Я говорил: «А вы уполномочены это все спрашивать?». Отстреливался».

Теперь Александр радуется, что больше не придется ни перед кем оправдываться или отчитываться. От момента, когда забрал новые номера и техпаспорт, машина — его юридическая собственность. Вот только жалуется, что дорого. Все услуги обошлись в 90 000 гривен (и это еще без отеля, мужчина арендовал на три ночи). Из них можно было бы вычислить 550 евро за посредничество — цена, которую Александр заплатил, чтобы «самому иметь покой».

Но в целом Олег не жалуется. Считает: «Если такой закон приняли, значит, если есть возможность, надо действовать по закону». Спешил, чтобы все успели «на акцию», то есть на льготу. Эта же компания пригнала машины для его сестры и брата, теперь все растамаживают.

С улыбкой от уха до уха человек выходит из дверей сервисного центра. Прикручивает новенькие номера, фотографирует их и техпаспорт и высылает в группу в вайбер «Семейка». Говорит, что ожидал худшего, но все обошлось без препятствий и сравнительно быстро. Признается: «Сейчас бы выпить на радостях, но я за рулем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.