Ночной кошмар Порошенко и охранная грамота Саакашвили

Прошло уже полтора месяца с момента скандального возвращения экс-президента Грузии и бывшего главы Одесской области Михаила Саакашвили в Украину. За это время Саакашвили прокатился по стране, провел с десяток акций протеста в областных центрах, организовал «Михо-площадь», установил палатки в центре Киева. А еще «поливает» всем чем может и Порошенко, и его власть. А Президент преимущественно молчит.

Почему же мстительный (по определению людей из его окружения) Порошенко никак не решится на радикальные действия в отношении своего оппонента? Об этом и другом Kordon.org.ua спросил у директора Института трансформации общества Олега Соскина, украинского политолога, руководителя аналитического центра «Третий сектор» Андрея Золотарева и политического аналитика Ярослава Макитру.

Почему Саакашвили до сих пор не выдворили из страны, как это обещал Порошенко? И почему мы не видим резкой реакции президента на его очень резкие заявления и действия?

Ярослав Макитра:

Экстрадиции прежде всего не из-за того, что Грузия не демонстрирует особого желания возвращать Саакашвили. Одно дело — искать его, другое дело — держать его в стране. В Михо там есть поддержка, соответственно — для чего грузинам проблемы? А кроме экстрадиции — других действенных и правильных средств выдворении его из страны нет.

Еще одно: пребывание Саакашвили в Украине выгодно кому-то из власти, ведь энергию грузина запросто можно использовать в политических конфликтах. Яркий тому пример — Михо-площадь. Он бьет по репутации самого Порошенко и одновременно не затрагивает репутации представителей власти, которые конкурируют с Президентом.

Андрей Золотарев:

Предполагаю, что есть еще один, может, самый важный фактор: Саакашвили «охранную грамоту». Вот вспомним эпический переход Саакашвили через государственную границу. Сразу был сумасшедший градус противостояния. Хватали людей, которые с Саакашвили переходили границу, звучали довольно резкие заявления со стороны властей. А дальше все сбросили обороты. Почему? Потому, скорее всего, нашлась третья сторона, которая и стала модератором этого конфликта.

Кто, например?

Олег Соскин:

Ну как кто — США. Саакашвили нравится американцам, он — личный друг Трампа, его хорошо воспринимает и всегда помогает. Трамп своих друзей бережет. Поэтому предполагаю, что Саакашвили «охранную грамоту» от президента США.

Опять же, в США знают, кто такой Порошенко. Они, если уж сами украинцы терпят Порошенко, не могут его снять с президентства. Поэтому решили так: пусть в Украине будет Саакашвили, как возмутитель пространства. Самому же Саакашвили Трамп сказал примерно следующее: «Это твоя карта. Должен его преодолеть так, как я Обаму «ужаснул» вместе с Клинтон. Если ты это сделаешь — молодец, не сможешь — ты не человек ». Что Саакашвили и делает.

Единственный минус — на первой фазе он сформулировал очень «глупые» лозунги. Ну что это за лозунг: сделать антикоррупционный суд или снять неприкосновенность с депутатов! Вот если бы он выступил за то, чтобы Гонтарева «посадить на кол», за то, чтобы повысить курс гривны, чтобы украинский газ продавался людям по 100 долларов, а не как сейчас по 300, то бы уровень его поддержки украинском был бы значительно выше.

Так что вполне вероятна версия о том, что Порошенко дали четкое указание: не трогать Саакашвили.

Андрей Золотарев:

Я также предполагаю, что Порошенко запретили двигать Саакашвили. Учитывая тотальную зависимость украинской власти от США и то, что Саакашвили с американской клиентелу, «охранную грамоту» таки выдал Госдеп. Но назначение Саакашвили — не валить украинскую власть, а заставить ее к принятию и выполнению тех реформ так, как их видят в США.

В первую очередь, США интересует антикоррупционный суд, который позволит НАБУ действовать более эффективно и решительно. Американцев беспокоит, что нет мощного рычага влияния на украинский политикум. И если появится такой институт, как антикоррупционный суд, то у них это влияние быстро появится. В меньшей степени их интересует внедрение новой системы и отмены депутатской неприкосновенности.

И посмотрите — эту миссию Саакашвили успешно выполнил. Ведь с основными требованиями наша власть таки согласилась. Начали толкать вопрос неприкосновенности и согласились на то, что нужен закон об антикоррупционном суд. Вот откуда пошли лозунги Саакашвили.

Но несмотря на вероятное существование «охранной грамоты» Госдепа многих сторонников Саакашвили таки выдворили из страны. Вот, например, на днях депортировали его охранников …

Ярослав Макитра:

Факт депортации охранников Саакашвили как раз свидетельствует о том, что «охранная грамота» существует, но у нее есть определенный уровень защиты. Эта «охранная грамота» на 100% не гарантирует Саакашвили спокойной жизни в Украине, но в то же время власть не может пойти против него лично «по-беспределу». Возможно, под зонтиком неприкосновенности также находятся люди с первого круга окружения Саакашвили.

Но это не касается людей из его штаба, водителей, охранников. Вот бьют именно по ним, чтобы деморализовать всех. То есть власть запустила процесс создания невыносимых условий жизни для Саакашвили. Это ее метод.

Можно ли предположить, что это не Госдеп «нажал» на Порошенко, а, возможно, ЕС или Россия? Или же, скажем, Коломойский заинтересован в пребывании в Украине Саакашвили и поспособствовал этому?

Олег Соскин:

Думаю, что Европа была не против такой грамоты. Фактически три страны Балтии поддерживают Саакашвили. Он был с Меркель в хороших отношениях. Думаю, что во Франции у него есть связи. В Нидерландах — само собой. Понятно, что его однозначно поддерживает Польша и Венгрия. Так что Саакашвили достаточное количество поддержки.

Андрей Золотарев:

Россию отвергаю однозначно. А вот относительно Коломойского, то так: заинтересованность у него есть. Потому что любая проблема для Порошенко переносит время, когда будут нарастать проблемы у него самого. Поэтому Коломойский может поддерживать Саакашвили с его площадями. В том числе — финансово.

Здесь совпали интересы США и Коломойского. Но, думаю, американцы Коломойского также предупредили, чтобы он не был слишком активным в финансировании оппозиции. Поэтому видно, что Коломойский ведет себя достаточно осторожно. Однако американцы его следят, чтобы он чего-то не сделал.

Кто еще, вероятно, мог приобщиться к финансированию акций протеста?

Олег Соскин:

Палатки, еда, топливные генераторы, сцена — все это действительно требует определенных средств. Скорее всего, ресурсы уходят из Грузии. Партия Саакашвили входит в парламент, есть друзья-бизнесмены. В свое время он дал возможность предпринимателям легализовать деньги с помощью отдыха туризма и рекреации. Думаю, что сейчас эти люди дают средства на площадные расходы. Но это суммы относительно невелики. Поэтому этот вопрос совсем не принципиален.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.