Нелегальные львы Садового

Лычаковское кладбище

После того, как Львовский областной совет принял декларативное заявление о том, что с Лычаковского кладбища нужно убрать скульптуры львов, которые являются символом оккупации Западной Украины, в Польше произошла истерика. Там едва не пригрозили, что разорвут с Украиной отношения. Украинский МИД традиционно отмалчивается на польские угрозы.

Однако начали вытекать скандальные детали, связанные с деятельностью Львовского городского совета. В частности то, что перенести львов на Лычаковское кладбище, якобы «на реставрацию», позволила руководительница управления охраны исторической среды Львовского городского совета Лилия Онищенко. Взамен поляки, мол, должны были отреставрировать могилы, правда неизвестно чьи: украинские или польские. Хотя учитывая тенденции в «защите» украинских национальных интересов чиновниками Садового, все же, видимо, польские.

По этому поводу наш корреспондент обращался за комментарием к пресс-службы Львовского городского совета, однако комментировать это там не пожелали. Интересным является и тот факт, что интернет-издание, которое принадлежит супруге городского головы Львова Садового, незаконное перенос львов на территорию польских захоронений 2015 года подало, как «победу» и восстановления «исторической справедливости».

О том, почему возник скандал с львами на Лычаковском кладбище и как его можно урегулировать, корреспондент спрашивал у ответственного секретаря Государственной межведомственной комиссии по делам увековечения памяти Святослава Шеремета, эксперта по украинско-польских отношений Романа Грицкива и депутата Львовского областного совета Олега Панькевича.

Почему возник скандал со львами?

Святослав Шеремета:
Так называемое кладбище орлят официально называется: польские военные захоронения на Лычаковском кладбище 1918-1919 годов. Долгое время вид данного мемориала был поводом для острых дискуссий между украинской и польской сторонами. Эти дискуссии заключались в том, что поляки хотели это сделать мемориал в том виде, в котором он был в 30-х годах ХХ века, в частности по состоянию на 1938 год.

Украинцы же всегда настаивали, что это должен быть мемориал, на котором чествуют погибших польских солдат, но он никоим образом не должен унижать украинцев. Ведь, когда этот мемориал строила власти Второй Речи Посполитой, то он, кроме вопроса увековечения памяти погибших солдат, имел целью имперско-идеологическое направление. В частности, показать власть Польши на западноукраинских землях, подчеркнуть польскую оккупацию Западной Украины и польскость Львова.

И поэтому там было много символов, которые выходят за пределы памяти погибших. В частности, на центральной плите этого мемориала изображен меч-щербец. Львы, которые были у колоннады, имели на щитах надписи: «всегда верные», «тебе, Польще». Подчеркиваю, что меч-Щербец-это милитарный символ войны. Он у поляков имеет мифологическую окраску, мол, его Болеслав Храбрый надщербив об “Золотые ворота” Киева. Это символика, которая свидетельствует о польских претензиях на украинские земли.

И соответственно, когда восстанавливался польский мемориал, то более десяти лет продолжались дискуссии между инициаторами восстановления мемориала и общественностью города Львова, Львовским городским советом о том, каким должен быть внешний вид мемориала.

Какие документы регулируют вид польского захоронения на Лычаковском кладбище?

Святослав Шеремета:
6 июня 2005 года был подписан протокол между уполномоченными президентов Украины и Республики польша Александром Зинченко и Ежи Баром о том, что должно быть на мемориале. Также после этих договоренностей было постановление Львовского городского совета от 13 июня 2005 года № 2253. В межгосударственном протоколе в пункте 2с было четко написано о том, что необходимо отказаться от установки скульптур львов. Также в постановлении городского совета четвертым пунктом было установлено, что никаких скульптур, архитектурных элементов и милитаристских символов, не предусмотренных постановлением сессии ЛГС, на мемориале не может быть.

То есть эти решения четко регламентировали, что ни скульптур львов, ни меча-кладунца на центральной плите на территории мемориала не должно быть. И польская сторона взяла на себя обязательства демонтировать меч-щербец, но этого так и не сделала. При этом Украина неоднократно подчеркивала, что этот объект символизирует войну и вместо него там должен быть христианский символ — крест. Несмотря на то, что польская сторона не сдержала обещания, 24 июня 2005 года украинский и польский президенты официально открыли этот мемориал.

При каких обстоятельствах львы были перенесены на Лычаковское кладбище?

Святослав Шеремета:
В декабре 2015 года по инициативе Министерства культуры Республики Польши частными лицами незаконно и нелегально, вопреки межгосударственным договоренностям и постановлений Львовского городского совета, было перевезено скульптуры львов и установлены они на польском мемориале Лычаковского кладбища. Мы сразу сигнализировали о нарушении законодательства, но ни Львовский городской совет, ни польская сторона ничего не сделали для того, чтобы все было законно. Единственное, что смогла Львовский городской совет — это закрыть скульптуры деревянными щитами. По состоянию на сегодня есть обращение Львовского областного совета и общественности к ЛМР и МИД, чтобы устранить нарушения закона и ввести все в правовое русло.

Роман Гришкин:
Эти львы действительно были незаконно перемещении из окрестностей Львова на Лычаковское кладбище. Скульптуры львов, которые незаконно установлены при входе в польское военное захоронение, для Польши являются символом «польскости» Львова. Это вещь, которая демонстрирует победу польской армии над украинцами в 1918-1919 годах. Для поляков эти скульптуры имеют стратегическое значение. И сейчас польское МИД, зная, что это именно они нарушили законодательство, ставит требования к украинцам: мол, вы не имеете права перемещать львов.

Какой вы видите выход из ситуации?

Роман Гришкин:
Эти вопросы нужно рассматривать в контексте украинского законодательного поля: или обращаться к Львовского городского совета и узаконивать львов (однако депутаты должны учесть, что это противоречит нашим национальным интересам), или их нужно забирать с кладбища.

Святослав Шеремета:
Скульптуры львов имеют идеологическую и милитарную нагрузку, они оскорбляют чувства украинцев и являются предметом возможных провокаций. Вот, к примеру, несколько месяцев назад группа польских молодчиков пыталась «освободить» скульптуры львов от деревянных щитов. Они разбили эти конструкции, заявляя, что приехали «освобождать львов». Это не единственный случай: администрация Лычаковского кладбища постоянно ремонтирует эти конструкции, а польские туристы продолжают их разрушать. Единственный правильный вариант выхода из ситуации — это привести территорию мемориала соответствии межгосударственных соглашений и решений Львовского городского совета. Скульптуры львов должны быть забраны, а на центральной плите вместо меча-кладунца должен быть крест.

Олег Панькевич:
Скульптуры львов незаконно были завезены на территорию Лычаковского кладбища. Их однозначно нужно забрать с кладбища.

Поляки вряд ли это «проглотят»?

Святослав Шеремета:
Когда мы анализируем события столетней давности, а именно период украинско-польской войны 1918-1919 гг, когда украинцам не удалось отстоять свою государственность и независимость, то видим: именно поляки аннексировали Западноукраинскую Народную Республику, оккупировали наши земли, лишив украинцев права на собственное государство. Считаю, что поляки должны в первую очередь извиниться перед украинцами за события 1918-1919 годов, подчеркнуть, что их прадеды и Польское государство неправильно себя повели, разрушив наше государство.

Зато представители польского государства хотят, чтобы на том кладбище были знаки, которые оскорбляют украинцев и подчеркивают польскую оккупацию. Вероятно, это шовинистическое направление части польских политиков. Ибо это нельзя назвать увековечением памяти польских солдат, которые покоятся на Лычаковском кладбище — они имеют всю необходимую дань, которая предусмотрена Женевскими конвенциями и христианскими ценностями и дружескими отношениями между нашими народами.

Олег Панькевич:
Со стороны польских дипломатов была очень жесткая реакция на решение Львовского областного совета об упорядочении захоронений на Лычаковском кладбище. Наш МИД должен отреагировать аналогично, ведь это касается наших национальных интересов. Хотя на такое я бы не рассчитывал, ибо было время, когда в Польше разрушали украинские могилы, а реакция Украины была вроде «мы выражаем обеспокоенность».

А почему тогда во Львовском городском совете не реагируют по нарушения их же решения?

Роман Гришкин:
По моему мнению, пока у власти Садовый, вопрос с львами не решится: они и дальше будут стоять на кладбище. Ибо не секрет, что именно с поддержки мэра Садового и произошел перенос львов на Лычаковское кладбище. В этом конфликте четко прослеживается антиукраинская деятельность Садового: всем известно, что он имеет польских партнеров и лоббирует их интересы здесь. Ведь политика нынешней Польши предусматривает полонизации бывших земель Речи Посполитой, так называемых кресов. И это все не может происходить без поддержки органов местной власти.

Олег Панькевич:
Сейчас возрождается политика польского шовинизма. Мы видим, что действия Польши несут угрозу для нашей национальной безопасности, что может привести даже к потере Независимости. И Садовый неоднократно демонстрировал, что в подобных вопросах он работает не на Украину. И история со скульптурами львов, которые незаконно в 2015 году были привезены на Лычаковское кладбище, этому яркий пример. Чиновники городского совета, поляки просто надругались над украинским законодательством, самовольно решив перенести львов. Работники Львовского городского совета, при содействии которых и произошел перенос этих скульптур, должны быть наказаны, а не продолжать управлять городом. Потому что это — минимум злоупотреблением служебным положением, а максимум — национальная измена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *