Медицинские чат-боты: история, возможности, современные разработки

Немного истории

Первый медицинский бот появился предположительно пятьдесят лет назад. Система называлась «Элиза». Она помогала психотерапевту: задавала пациенту вопросы, перефразируя уже сказанные им вещи. Однако это создавало лишь видимость интеллектуальности разговора. Современные боты способны анализировать ответы пациентов и затем задавать уточняющие вопросы. Это позволяет ускорить сбор анамнеза врачом и даже установить предварительный диагноз, тем самым повышая качество и скорость медицинского обслуживания.

Трудности

По оценкам Business Insider, через пару лет чат-ботов внедрят 80% мировых организаций, включая поликлиники и медицинские компании. Однако на сегодня число клиник и докторов, использующих в работе такие технологии, крайне незначительно. Это связано с недоверием к технологии и техническими трудностями: медицинские данные зачастую плохо структурированы, люди по-разному описывают свои симптомы и не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. При этом один и тот же набор симптомов может быть индикатором сразу нескольких болезней. Помимо этого, для корректного выделения информации необходимо научить алгоритм понимать контекст, а не просто выдергивать из текста ключевые слова.

Медицинские чат-боты не могут создаваться в отрыве от врачей-экспертов. В разработке большинства подобных сервисов доктора принимают непосредственное участие и на каждом этапе контролируют полученный результат — решения выходят на рынок только после одобрения, полученного от квалифицированных экспертов.

Как медботы используют сегодня

Несмотря на указанные сложности, чат-боты уже используются в медицинской практике для решения определенного спектра задач. Есть множество различных симптом-чекеров, большинство из которых сделано в традиционной вопросно-ответной форме, фактически автоматизирующей опросные листы — никакого искусственного интеллекта, все вопросы задаются по заранее прописанным правилам. Такие решения позволяют собирать жалобы и анамнез пациентов в рамках самых распространённых кейсов. Сервис WebMD, например, использует эти данные, чтобы показать пользователю релевантный контент про болезни со схожими симптомами.

Чат-боты также используются в качестве виртуальных помощников как для докторов, так и для пациентов. Они не диагностируют болезни, однако могут напоминать о необходимости принять лекарство, предоставить информацию о возможных побочных эффектах или записать на прием к врачу.

Есть и более продвинутые интеллектуальные системы, которые подстраиваются под ответы пользователей, понимают контекст разговора и собирают подробную информацию о состоянии их здоровья, как и доктор в рамках обычной консультации. В среднем сбор анамнеза врачом занимает до 60% времени консультации и длится порядка 15 минут. Делегирование этой задачи программе сокращает время сбора в несколько раз и снижает вероятность врачебных ошибок.

Используются и боты, которые умеют самостоятельно ставить предварительный диагноз на основании отмеченных симптомов. Пока точность постановки диагнозов у таких систем далека от идеала (по одним только жалобам пациента невозможно точно определить заболевание — для этого нужна дополнительная информация: данные осмотра, анализы, исследования, анамнез и другое), однако они обучаются «задавать» правильные вопросы и собирать более полную информацию о болезни, по сравнению с тем, что изначально описывает пациент.

Системы, представленные на современном рынке

Из представленных на рынке чат-ботов можно выделить решение ADA. Эта немецкая система задает множество персонализированных вопросов, которые она формулирует на основании информации, сообщаемой пациентом. Затем ADA оценивает ответы больного и сообщает вероятность того или иного заболевания пациента, поясняя, какие из названных симптомов повлияли на решение системы. В случае необходимости приложение соединяет пациента с реальным доктором в чате для консультации.

Подобным образом работает и английский телемедицинский сервис Babylon. Чат-бот приложение даже тестируется Национальной службой здравоохранения Англии (NHS) в качестве первой линии для пациентов, желающих получить медицинскую помощь.

На российском рынке тоже внедряются подобные решения — одним из них является чат-бот Doc+. Алгоритмы машинного обучения нашего приложения собирают симптомы, историю болезни и подготавливают данные для врача. Чат-бот может спросить, когда и как началась болезнь, уточнить, принимал ли пациент какие-либо лекарства и другое.

Сам процесс опроса и определения симптомов заболевания напоминает системы, используемые, например, в e-commerce или оценочных сервисах. Когда вы покупаете в интернет-магазине утюг, магазин может предложить вам докупить гладильную доску.

Если вы ставите хорошие оценки фильмам определенного жанра, вам предлагают посмотреть похожие на них картины. Бот DOC+ работает по аналогичному принципу, только вместо товаров и фильмов анализирует жалобы пациентов — он умеет находить те симптомы, которые часто встречаются вместе.

Источник: VC

Футурист — futurist.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *