Грозит ли бубонная чума и свиной грипп Украине: блиц с эпидемиологом

Заведующя кафедры эпидемиологии НМУ им. А. Богомольца Ирина Колесникова, о том, угрожают ли новые болезни Украине.

В начале июля в Монголии в районе у границ с Россией и Китая зафиксировали вспышку бубонной чумы — в больницу попали двое взрослых, которые ели сырое мясо сурка, и 15-летний юноша, который это животное поймал. В целом количество контактных лиц с зараженными — около 400. В регионе ввели карантин. 5 июля во Внутренней Монголии — регион Китая — бубонной чумой заразился скотовод.

Между тем, американское аналитическое издание Bloomberg сообщило, что экспертов беспокоит вспышка нового штамма свиного гриппа в Китае G4 EAH1N1 — или «свиной грипп G4», родственник так называемой «испанки». Его обнаружили недавно, 29 июня, и уже есть случаи заражения людей — 35 больных работников свиноферм. Эпидемиологи предполагают, что и эта болезнь может принять пандемический характер. Хотя неизвестно пока, передается ли нынешний свиной грипп от человека к человеку, или только от животного к человеку при контакте или употреблении мяса.

— Угрожает ли Украине чума?

— В Украине нет природных очагов чумы — вообще. Чума, о которой сейчас сообщают в Монголии, — бубонная, то есть кожная (поражает лимфоузлы, — Апостроф). Обычно человек в ней является тупиковым звеном. То есть от человека к человеку этой формой заразиться нельзя. Если пациенту не будет оказана необходимая помощь и возбудитель распространится с кровью по организму, тогда развивается вторичная форма инфекции — легочная. Она передается воздушно-капельным путем, но развивается очень редко. Возвращаясь в Украину — здесь нет природных очагов чумы, нам нечего волноваться.

— Там просто очень много контактных людей.

— Вспышка заболевания в Монголии произошла в природном очаге — сделать с природным очагом ничего нельзя. Истребить всех грызунов и блох невозможно. Чума относится к особо опасным инфекциям, поэтому меры, которые сейчас проводятся в очаге, абсолютно обоснованы. Но это не значит, что все контактные лица заболеют.

В странах, где есть природные очаги чумы, ежегодно возникают вспышки — хоть и небольшие. Но это не новая ситуация. Тем более, что чума — это болезнь бактеорологической природы и хорошо поддается лечению антибиотиками.

— По поводу распространения свиного гриппа в Китае. Как вы можете прокомментировать это явление?

— Пока грипп называют свиным, он опасности для людей не представляет. Но надо понимать, что вирус гриппа занимает второе место в микромире по своей изменчивости. Он имеет очень высокую способность к обмену генами между разными штаммами — циркулирующими в животных. И тогда они преодолевают межвидовой барьер. Например, болели птицы, а затем этот грипп начали регистрировать среди других животных. В таком случае вирус может распространяться в новой популяции.

— Сейчас уже говорят о случаях передачи от свиньи к человеку.

— Если этот свиной начент передаваться от человека к человеку, тогда мы будем говорить о новом штамме человеческого гриппа. И тогда уже можно будет говорить о его пандемическом статусе. Как по мне, заявлять об этом пока рано.

Пока G4 напоминает птичий грипп — случаи инфицирования людей, но нет еще зафиксированных случаев передачи от человека к человеку. Поэтому человек является тупиковым звеном. В таком случае большой угрозы для общества нет, даже если летальность этого вируса будет высока. Если же даже передача между людьми и летальность будет в пределах сезонного гриппа, это будет просто новый штамм гриппа.

— На сколько велика вероятность, что Covid -19, встретившись с вирусом свиного гриппа H1N1, мутирует и мы получим новый штамм?

— Это вообще невозможно. Например, у человека может быть грипп и он может инфицироваться еще и коронавирусом. Это будет так называемая «микст-инфекция». Она будет иметь более тяжелое течение. То же самое и у свиньи. Но, по законам микробиологии, скрещивание этих двух вирусов в природных условиях невозможно. Взять фрагменты генома одного вируса, фрагменты другого и создать новый вирус возможно только в лаборатории, но это называется биологические оружие. Его производство запрещено Женевской конвенцией 1972 года. Это все конспирологические теории, и я не являюсь их сторонником.

Дмитрий Малышко, «Апостроф»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.