Фильм “Дом “Слово”. Почему Сталин решил поселить наших писателей в элитном кооперативе?

Премьера фильма

Кто из жителей дома “Слово” пил из консервных банок? Кого из коллег недолюбливал Волновой. Лента погружает зрителя в атмосферу Харькова 20-х, 30-х годов. На фоне аутентичного видеоряда оживают голоса Волнового, Сосюры, Йогансена и других квартирантов, которые читают свои письма, шутят, дискутируют между собой обсуждают события “богемной” жизни тогдашнего Харькова. Актеры озвучки разыгрывают ряд живых сценок — известных эпизодов из реальной жизни героев фильма.

Николай Волновой, Лесь Курбас, Николай Кулиш, Валерьян Пидмогильный, Майк Йогансен, Михаил Семенко, Михаил Яловой, Николай Зеров, Владимир Сосюра и многие другие — они все погибли в 30-х. Для младшего поколения они — размытые отрывки со страниц учебников, изредка — классики украинской литературы. Однако, не вдаваясь в детали, это вырезанные из массового сознания личности, память о которых выжила благодаря усилиям кучки интеллектуалов. Вернуть в публичную плоскость память жертв “Расстрелянного Возрождения” — такую амбициозную цель поставил режиссер документального фильма “Дом Слово” Тарас Томенко. Идея создать ленту о известный харьковский дом, построенный для украинских литераторов и художников, возникла у него еще 5 лет назад, но конъюнктура была неблагоприятна, поэтому начать производство ленты удалось лишь после Революции Достоинства.

Чтобы подготовить достаточное количество материала для сценария, Томенко, поэтесса Любовь Якимчук и консультанты фильма (среди которых известная исследовательница литературы 20-х годов Ярина Цимбал) провели серьезную работу с архивными документами: черновой вариант сценария составлял аж 450 страниц, которые пришлось порезать до, приемлемых для хронометража документального кино, 45-ти страниц, которые трансформировались в 81 минуту фильма с уникальными кадрами хроник (хотя специалисты и историки нашли в фильме несколько неточностей). “Дом “Слово” интересен и тем, что является одним из первых фильмов постреволюционного времени, был запущен в производство за счет Госкино. Весь смета картины составил 1.2 миллиона гривен, из которых 800 тысяч — деньги налогоплательщиков. И это именно тот кейс, когда не стыдно за произведенный на бюджетные деньги продукт, поскольку ценность фильма для общества и культуры трудно не заметить.

После премьеры ленты разгорелась небольшая дискуссия относительно целесообразности выбранной Томенко темы. Ведь жители дома “Слово” были до некоторой степени коллаборационистами большевиков, которые оккупировали территорию УНР. А Кулиш и Волновое вообще принимали участие в боях с армией украинского государства. Большинство художников “Слова” были идейными коммунистами, которые смогли реализовать свой творческий потенциал в условиях кратковременной политики украинизации. Однако справедливости ради стоит сказать, что подлость коммунистов, ужасы Голодоморов и сталинских репрессий открыли многим из них глаза. В итоге внутренний конфликт и разочарование в выбранной идеологии сломали Волнового, доведя до самоубийств, а тот же Кулиш — был расстрелян в урочище Сандармох. Как и значительная часть жителей “Слова”. Этот факт реабилитирует их ошибки и коллаборации, по крайней мере в моих глазах.

И вернемся к самому фильму, потому что история дома так и просилась на экран. Это первая апробация новой технологии большевиков с контроля за “неблагонадежными элементами”. Ведь гораздо проще вести оперативную работу, когда литературная элита, творцы нового пласта украиноязычной культуры, потенциальные “буржуазные националисты”, находятся под одной крышей, под “колпаком” НКВД. Волнового начало заносить на дорожку критики партии? Сосюра забрасывает курса Сталина массовый голод крестьянства? Не проблема: чекисты имели большое количество агентов внутри кооператива “Слово”, они прослушивали телефоны и держали руку на пульсе. Поэтому проводить молниеносные рейды и аресты для них было весьма простым делом. В конце жители 66-х квартир дома “Слово” поняли, что этот внешне привлекательный рай для них построили лишь как временную тюрьму в подвале голодного людоеда.

Структура фильма — это прогулка квартирами дома и знакомство с их жителями. Создатели фильма погружают зрителя в атмосферу Харькова 20-х, 30-х годов через кадры тех кинохроник, фотографий и цитирование произведений жителей 66 домов. Это довольно своеобразный документальный фильм. В нем мало рассказчика, обычно формирует позвоночник ленты. На фоне аутентичного видеоряда оживают голоса Волнового, Сосюры, Йогансена и других квартирантов, которые читают свои письма, шутят, дискутируют между собой обсуждают события “богемной” жизни тогдашнего Харькова. Актеры озвучки разыгрывают ряд живых сценок — известных эпизодов из реальной жизни героев фильма, что придает фильму динамичной подачи материала и еще глубже погружает в воссозданный слепок тогдашней эпохи.

Начало ленты изобилует более оптимистичными и искрящимися текстами, тогда как ближе к финалу тональность нарратива становится драматичнее, отражая разочарование основных героев фильма, их растерянность, потерю ориентиров и ужас от осознания ловушки, в которую они попали. И следует отметить, как ответственно команда ленты подошла к показа контекста, формирование исторического фона, на котором раскрывается история “Слова”. Часто исследователи рассматривают литературу этого пласта авторов в отрыве от реалий, логики большой цепи событий, как абстрактную творчество “вне политики”. Зато в “Доме “Слово” систематически вспоминают ключевые этапы политической жизни СССР, то есть этапы усиления террора партии, что повлияло на Украину и героев фильма. И эффект от фильма был такой, что зрители маленького зала “Сеанс” в Октябре, стоя ждали окончания титров фильма. Так же титры открывались списком жителей дома “Слово”.

Незадолго до премьеры ленты, в эфире радиостанции “Голос Свободы”, Тарас Томенко так сформулировал основную идею и месседж этого фильма: “Грубо говоря. большинство украинцев не знает этих писателей и не сможет отличить лицо Йогансена от Пидмогильного, например. Поэтому наша задача вернуть этих людей в украинское пространство”. И “Дом “Слово” сделал свой качественный вклад в это дело. По меньшей мере я сразу после фильма бросился перечитывать произведения героев фильма — а этого создатели фильма и добивались.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: