Джон Траволта разводит руками: мэм беспомощности современного капиталистического патриархата

Джон Траволта мэм

Благодаря множеству остроумных гифок образ Траволты, который растерянно озирается вокруг, разводя руками, уже стал одним из кодов глобальной культуры.

Все гифовые коллажи с Траволтой достаточно разные по своему смысловому наполнению. Кроме чисто комических, которые просто радуют, мы наталкиваемся и на сочувственно-ситуативные, изображающие всем знакомые ситуации, высмеивающие определенные социально-политические моменты.

Но общая для них озадаченность уже стала чем-то большим, чем просто одна из многих жизненных ситуаций, над которой можно посмеяться. Судя по невероятной популярности пользователей во всем мире, оконфуженный Траволта защемил какой-то нерв нашего времени.

Благодаря этому гифу мы узнали, насколько мы все сегодня растеряны и сколько вокруг ситуаций, которые в той или иной степени вгоняют нас в прострацию. Современная реальность буквально переполнена такими ситуациями. Гифкы Траволты прямо намекают нам на то, что озадаченность это норма жизни, от которой все вроде бы уже отвыкли на протяжении последнего века торжества разума и техники. Мы ничем особо не отличаемся от наших предков, озадаченных силой природы или заморскими зеркальцами.

Кроме того, важный нюанс заключается в том, что мы смеемся здесь не только с самих себя.
траволта 2
Растерянность именно героя Траволты является крайне знаковой. Это не растерянность маленького ребенка (таких гифок тоже хватает, но до супер-мемов они не дотягивают), или эскимоса в Нью-Йорке, или, скажем, многодетной негритянки на приеме у социального работника.

Это растерянность взрослого белого мужчину, одетого в классический костюм.

Иначе говоря, на примере всех траволтовских гифок, мы наблюдаем озадаченность того, кто по определению не может быть озадаченным. Того, кто принадлежит к элите нашего современного мира, того, кто управляет другими и благодаря, кому мир вообще вращается.
траволта 3
Джон Траволта как сентиментальный гангстер Винсент Вега это комедийная фигура. Но, он одет в костюм с галстуком и классический плащ, а это уже однозначный код, указывающий на принадлежность к истеблишменту. В данном случае это уголовный истеблишмент, однако, то уж не суть не важно. Код касается всех мужчин, занимающих привилегированную позицию. И в траволтовских гифках все они становятся мишенью субверсивного высмеивания. Серьезного белого мужчину озадачивают все, кому не лень: от детей до апостолов.
траволта 1
Траволтовская гифка крайне универсальна. По сути, все Криминальное чтиво это выставление серьезных мужчин, наделенных силой и властью, но они становятся идиотами в тех ситуациях, которые подвергают сомнению их жизненную компетентность и принципиальное превосходство над другими.
траволта 4
Поэтому, фигура Траволты не может не символизировать скрытую ущербность традиционных «хозяев жизни». Супер-мем как бы завершает работу начатую еще парижскими студентами в 1968 году. Ту, самую работу, которую осуществлял, например, сериал Медмены.

Речь идет о беспомощности современного капиталистического патриархата. Чем-то это напоминает Редьярда Киплинга, который показывает истинную суть «бремени белого человека».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.