Дети мигрантов: несладкая жизнь в достатке

Девочка

Согласно данным Государственной службы занятости на 2018 год, более чем 5 миллионов украинцев работают за рубежом. И это только официальные данные. Сухая статистика не побуждает думать о том, что скрывается за большими цифрами: о селе, где 60% взрослого населения вынужденно уезжает за границу в поисках заработка, или о детях, которые годами живут под опекой родственников и растут без родительской заботы…

Несмотря на понимание того, что финансовые блага никогда не заменят родительского внимания, украинцы и в дальнейшем оставляют семьи, в частности несовершеннолетних детей, для обеспечения потомкам безоблачного будущего. В соответствии с «иерархией» мотивов заробитчан-украинцев, первые 3 позиции занимают мотивы заработка для улучшения жилищных условий, для удовлетворения жизненных потребностей, для оплаты обучения детей в учреждениях высшего образования.

Как это: расти с родителями и без них в то же время, каждый день переживать недостаток любви и поддержки, самому решать первые взрослые проблемы? Свои истории рассказали дети гастарбайтеров.

Оксана, 17 лет:

«Папа уехал на работу в Португалию за 3 месяца до моего рождения, а мама отправилась вслед за ним, когда мне было 4 месяца. В следующий раз я их увидела аж в трехлетнем возрасте. Впоследствии у них появилась возможность приезжать раз в два года, затем раз в год. Без родителей было тяжело, потому что хотелось быть такой, как все: чтобы мама с папой вели в первый класс, чтобы они ходили на родительские собрания и праздники, чтобы мама была лучшей подругой… У меня были довольно сложные отношения с родителями, ведь когда они приезжали, мы не могли найти общий язык, они старались меня «перевоспитать». Общий язык мы смогли найти только 2 года назад.

Больше всего мне не хватало внимания и общения с родителями. Сейчас уже есть Skype, Viber, поэтому с мамой или папой можно поговорить и увидеть их в любое время суток. Зато в детстве я связывалась с родными раз в неделю, или раз в две недели по телефону: каждое воскресенье в 12:00, как сегодня помню. Сейчас мне проще, потому что я поняла для чего это все было: чтобы дать мне и брату образование, построить дом. Тогда я говорила родителям, что мне не надо ничего, только чтобы они были рядом. Я бы хотела, чтобы у них была возможность вернуться и жить здесь безбедно.»

Юрий, 19 лет:

Мне было 9 лет, когда мои родители развелись. Мама, не долго думая, решила поехать на заработки в Италию. За границей она нашла для меня нового «папу», но так и не познакомила с ним, ведь приезжала очень редко и забирать, почему-то, не спешила. С отцом я не поддерживал никаких отношений. Мной занимались тетя и ее муж, которые имели родную дочь. Я всегда завидовал двоюродной сестре, потому что не понимал, почему у нее есть любящие родители, которые во всем поддерживают и готовы бежать к ней по первой просьбе. А мои, в это время, неизвестно где. Хоть мама мной не занималась, однако не забывала переводить средства на мое содержание, в материальном плане я ни в чем себе не отказывал. Однако этого было мало, как и все дети, я нуждался хотя бы во внимании, не говоря о любви.

Наверное, это и повлияло на мое будущее. Из-за недостатка родительского внимания, я искал интересных приключений в плохих компаниях. В 12 лет начал заниматься карманными кражами, хотя имел достаточно денег, чтобы купить ту или иную вещь. Со временем, я воровал чаще, это вошло в привычку, и теперь трудно от этого избавиться, ибо это зависимость. Из-за этого связался с плохой компанией ребят, с которыми имел общие «интересы». Большинство из них сейчас в колониях или на учете в полиции».

Юлиана, 20 лет:

«Когда мне было 3 года, моя мама поехала на заработки в Грецию, чтобы обеспечить нашу семью. С тех пор впервые она навестила меня, когда я пошла в первый класс – хотела поддержать в такой важный период жизни. Тогда мама думала, что останется со мной в Украине, однако так сложились обстоятельства, что она должна была вернуться. В следующий раз мы увиделись через три года — она приехала на мое первое причастие. А через год забрала меня с собой: я была очень счастлива, потому что слишком долго этого ждала.

На протяжении семи лет мной занимались дедушка и бабушка. Не могу сказать, что они заменили мне маму, однако мне было чрезвычайно хорошо с ними, ибо они прилагали максимум усилий, чтобы я ни в чем не чувствовала себя обделенной. Я каждый день вспоминала маму. Она часто мне снилась. Однако мы мало общались, потому что не было такой возможности, разговаривали только раз в неделю по телефону.

Бывали ситуации, когда больше всего не хватало ее рядом. Особенно на родительских собраниях, когда больше всего хотелось похвастаться своими достижениями. Ко всем детям приходили родители, а ко мне бабушка или дедушка. Однажды пришел дядя, тогда больше всего хотелось всем рассказать, что это мой папа. К большому сожалению, мой отец умер, когда я была совсем маленькой. Поэтому считалась полусиротой. И по случаю Дня святого Николая, имела «честь» получать два подарка, а не один, как все другие дети. Помню как сегодня, все на меня особо обращали внимание, было очень неприятно.»

Кристина, 35 лет:

«Мама уехала на работу в Грецию, когда мне было 13 лет. В то время, впрочем как и сейчас, в Украине было трудно заработать на жилье, поэтому она подалась на заработки. Меня оставила на семью своего старшего брата. У него самого было шестеро детей, поэтому грустно мне отнюдь не было, поскольку я всегда была активным ребенком и умела со всеми находить общий язык. К сожалению, уделять много времени моему воспитанию дядя не мог, потому что, работа, огород, хозяйство занимали весь день. В этот период мне больше всего не хватало маминой поддержки. Не с кем было поговорить откровенно и поделиться самыми сокровенными секретами. Я самостоятельно справлялась с переходным возрастом и решала собственные подростковые и школьные проблемы. Однако, в любом случае, не держала зла на маму, потому что знала – это единственный выход.

Она поддерживала со мной связь по стационарному телефону, звонила два раза в месяц. Не было тогда еще мобильной связи, не то что даже Viber или Skype. Также посещала меня два года. Конечно, этого было маловато, но я понимала, что так должно быть. Сейчас у меня уже есть муж и трое детей. С мамой мы поддерживаем очень теплые отношения, она приезжает к нам в гости и до сих пор помогает финансово».

Какое влияние на развитие ребенка имеет отсутствие родителей рядом с ним? Какие могут быть наставления для временного опекуна ребенка, родители которого работают за рубежом?

Олеся Шевчук, психолог:

Отсутствие родителей в период детства не очень положительно влияет на дальнейшую жизнь человека. Катастрофы в том, что дети растут без родителей нет, ведь все они вырастают, однако между ребенком и родителями теряется связь, или родители просто уже не возвращаются. Дети требуют больше родителей рядом, чем тех финансов, которые они получают. Ребенок обычно остается с бабушкой и дедушкой, которые его очень любят, однако не могут дать родительского воспитания.

Ребенок может перенять модель семьи от других людей, в частности от бабушки с дедушкой, которые уже имеют другого формата отношения, чем были бы родители ребенка. Человек первые 3 года жизни формирует свои минимальные представления о мире, а следовательно и об отношениях тоже. Иногда дети мигрантов сталкиваются с проблемой построения своих будущих семей, ведь не видели в детстве взаимоотношений между родителями.

Опекунам же нужно сохранить баланс: в соответствующих ситуациях не бояться проявить жесткость и одновременно давать этим детям возможность учиться самостоятельности. Также детей работников нужно приучать к тому, что деньги – это труд. То есть, если ребенок чего-то хочет, то он должен не просто просить эту вещь или деньги у родителей, а еще стараться накопить часть средств на свою мечту. Это нужно потому, что внезапно ребенок начнет воспринимать деньги как проявление родительской любви, или не будет знать цену трудно заработанным финансам. Нужен баланс между контролем и свободой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.