Балто-Черноморский союз как противовес кацапскому «СССР»

Балто-Черноморский союз

Популярная среди патриотических сил идея Балто-Черноморского союза как военного блока стран Восточной Европы против российской агрессии постепенно начала переходить в плоскость практического воплощения.

«План Б» для Восточной Европы

Учитывая системный кризис ЕС и неготовность Запада предоставить реальные гарантии безопасности от российской агрессии в Украине, Грузии и Молдове, между странами Балтийско-Черноморского региона, все более актуальными становятся совместные оборонные интересы. Выход Британии из ЕС, экономические кризисы в Греции, коллапс системы европейской солидарности и политики мультикультурализма наглядно продемонстрировали восточноевропейским странам потребность в «плане Б», или в «запасном варианте НАТО». А заявления Дональда о том, что США не должны впредь тратить триллионы долларов на оборонные интересы далеких стран, заставили многих политиков в Польше, Литве, Латвии, Эстонии и Грузии задуматься над дальнейшим существованием своих государств по соседству с Россией. Неприкрытая российская агрессия против Украины и резкие высказывания российских лидеров о том, что русские танки за несколько дней могут быть в Варшаве, Риге и Таллинне, показала, что кризис европейской системы безопасности стала все более очевидной.

В связи с одновременной девальвацией Будапештского меморандума и декларируемыми кремлевской пропагандой намерениями восстановить СССР и вернуть свою сферу влияния в Центральную Европу, ряд стран Восточной Европы, от Финляндии до Грузии, оказались в одинаковом геополитическом положении. Общие угрозы стран Балтийско-Черноморского региона предопределяют объективные основания для формирования нового военно-политического союза на территории Восточной Европы. Характерно, что большинство потенциальных участниц Балто-Черноморской оси уже в той или иной степени втянуты в гибридную, информационную, исторически-идеологическую, торговую, холодную или горячую войну с российской агрессией.

В информационном пространстве стран региона все большую популярность приобретает идея Балто-Черноморского союза (БЧС), которая в Польше в начале XX века существовала под названием «Междуморье» или «Intermarium». Идея геополитического единства вокруг Балто-Черноморской оси высказывалась еще во времена УНР Михаилом Грушевским, а также идеологом украинского национализма Юрием Липой.

Правительство УНР в изгнании возлагал надежды на антироссийский союз вместе с Кубанью, Доном, Тереком, народами Кавказа. Юрий Липа стал автором геополитической «Черноморской доктрины», в которой указывал на историческую общность ориентации по оси Север -Юг – от Скандинавии и прибалтики до Черного моря и Малой Азии.

Однако идея реального создания оборонного антироссийского союза в регионе оставалась лишь на бумаге в трудах ученых и националистических газет. Даже в условиях фактического отказа США и ЕС оказать военную помощь Украине, украинские политики так и не предприняли реальных шагов по формированию новых геополитических союзов, продолжая выпрашивать подачки в Брюсселе. По словам президента Фонда поддержки демократических инициатив Юрия Міндюка, лишь около 10 нардепов знает об идее Балто-Черноморского союза, причем трое узнали именно от него.

Конференция безопасности

Однако, рационально мыслящие круги интеллигенции стран восточноевропейского региона даже несмотря на равнодушие политиков осознают необходимость совместной обороны против России, поэтому продолжают продвигать идею БЧС. В частности, в Киеве, при содействии Фонда поддержки демократических инициатив и Фонда Sallux, состоялась международная конференция «Устойчивое развитие в Восточной Европе – безопасность и сотрудничество на базе христианских ценностей». Участники конференции из Нидерландов, Литвы, Польши, Беларуси, Грузии и Украины обсудили проблемы традиционных ценностей на европейском континенте и сформировали концепцию укрепления безопасности стран Европы путем создания новых межгосударственных объединений. Среди основных тем обсуждения были «Кризис евроатлантической системы безопасности для Центрально-Восточной Европы» и «Перспективы и препятствия формирования Балто-Черноморского союза».

Согласно замыслу, на первом этапе интеграции Балто-Черноморский союз мог бы объединить Украину, Польшу, Грузию, Литву, Латвию и Эстонию в начальном минимальном варианте. А на втором возможное расширение альянса с привлечением таких стран, как Молдова, Азербайджан и Турция. Кроме упомянутых государств, по плану максимум, к нему теоретически в перспективе могли бы вступить Румыния, Болгария, Хорватия (которая имеет проблемы с Сербией и РФ), Словения, Словакия, Чехия, Беларусь (после ликвидации режима Лукашенко), а также Финляндия, которая зимой 1939-1940 годов тщетно ждала помощи от западных союзников.

Как это традиционно свойственно для политических активистов и интеллигенции, любую здравую идею каждый пытается переформировать в соответствии со собственного видения и предпочтений. Поляки хотели бы видеть такой союз в виде восстановленной Речи Посполитой, в которой на демократических, равных началах Польша будет играть роль лидера. Кое-кто даже высказывался в пользу конфедерации, в то время, как украинцам более актуальным казался оборонительный союз с прообразом НАТО.

Сторонники христианских ценностей были против участия Турции в будущем блоке, учитывая ее исламские традиции. А учитывая недавно установленную диктатуру Эрдогана, когда в стране увольняют с работы 20 тысяч учителей, закрывают свободную прессу, преследуют интеллигенцию, Украине не стоит быть в союзе с мусульманским диктатором. Другие же доказывали оппонентам, что Турция-вполне светская страна, к тому же бюджет Турции составляет 190 млрд долл., страна имеет 70 млн населения, армия – 410 тысяч. А военно-морской флот Турции, который построили немецкие компании, является самым мощным в регионе и значительно опережает по вооружением российские устаревшие советские образцы. Поэтому участие этой страны в БЧС сделала бы союз действительно мощной силой, против которой Россия побоялась бы начинать агрессию.

Некоторые участники дискуссии отмечали экономически-культурном сотрудничестве, отмечая, что для будущего блока самой обороны от РФ недостаточно – на страхе союз не построишь. Между странами должна быть установлена как минимум зона свободной торговли и создана общая система ценностей и идей, которая бы объединяла страны потенциального союза на основе региональной идентичности.

Первые шаги Intermarium

В результате дискуссии в формате мозгового штурма была сформирована фокус-группу для продвижения идеи Междуморья в странах региона и концепцию действий на ближайшие два года. Поскольку создание межгосударственного союза – дело дипломатов, а не общественных активистов, то сторонники создания БЧС поставили цель убедить дипломатов в целесообразности такого проекта. Главным инструментом должна быть популяризация идеи союза в информационном пространстве потенциальных стран участниц: статьи в сми, выступления в СМИ, паблики в социальных сетях, конференции и дипломатические завтраки. Главной аудиторией, на которую должно быть направлено острие информационной кампании, должны стать дипломаты, политики, ученые, журналисты и военные (в том числе и ветеранские организации) стран региона.

Обсуждалась также тема совместной полугодовой конференции на тему БЧС в Киеве, Варшаве, Тбилиси, Вильнюсе и других столицах потенциального союза, на которую были приглашены политические, общественные, военные деятели и медийные активисты страны. Предложено также лозунги, которые должны были бы стать слоганами информационной кампании «Балто-Черноморский союз – территория свободы», «Свободные народы – в свободном союзе». Для молодежной аудитории социальных сетей предлагались даже шутливые слоганы, такие как «БЧС против бычьей России!».

В перспективе запланировано создание постоянно действующего сайта и журнала, которые бы освещали вопросы формата БЧС, антироссийской пропаганды, рассказывали бы о недостаточно освещены в литературе исторические прецеденты успешного противостояния Речи Посполитой, Турции и украинского казачества Московской империи. Материалы изданий могли бы популяризировать среди читателей также интересные культурные достижения и особенности каждой из стран региона, способствовать туризму и экономическому сотрудничеству.

Участники группы продвижения идеи союза «Междуморья» поставили цель информировать общества и элиты своих государств о необходимости совместного геополитического союза, а также избегать острых углов в исторических взаимоотношениях между нашими народами. Не секрет, что не все соседние народы имели между собой в прошлом и жестокие войны, и выступали союзниками. Не стали исключением и украинцы и поляки, турки и грузины, литовцы и другие народы. Но все участники дискуссии были согласны, что поднимать на поверхность столетние исторические образы, вспоминать былые поражения в условиях XXI века, когда хищническая Россия поставила цель вернуть под свой контроль большинство стран региона, – было бы нерационально и вредно.

Все в прошлом воевали, но нагнетать сегодня прошлые обиды через 70 лет после Второй мировой или через 300 лет от времен Чигиринских походов, вспоминать турецкую неволю и польскую панщину, так же как и ответные акции УПА на Волыни, – значит действовать на руку Кремлю, который умело использует противоречия между потенциальными союзниками. Для рационально мыслящей польской и украинской интеллигенции не секрет, что и антиукраинские митинги в Польше, и разрушение могил в обеих странах, и выстрелы из гранатометов по польских дипломатических представительствах осуществляются провокаторами в интересах Москвы. Поэтому информационное сопровождение популяризации идеи Междуморья должна включать сглаживание исторических острых углов, информирование населения о кремлевские провокации, а также выработки общей позиции представителей разных стран относительно актуальных политических и исторических тем, которые должны объединять народы, а не разъединять.

Когда вместе собираются несколько десятков политических активистов из разных стран и, не имея власти, финансовых или иных ресурсов, ставят целью создание на планете нового геополитического союза десятка стран, который по суммарным экономическим, демографическим и военным потенциалом превзойдет имеющиеся ресурсы РФ и Таможенного союза – безусловно, задача кажется слишком амбициозной и фантастической. Однако, все великие идеи начинались с собрания нескольких романтиков, которые ставили амбициозные цели. Первые христиане собирались тайно молиться по катакомбам, а вскоре христианство стало мировой религией. Первые российские социалистические эмигранты в начале ХХ века, будучи безработными, собирались в дешевых парижских кафе и обсуждали планы мировой революции. Им не удалось реализовать своей цели – через 50 лет социализм был установлен только на 40% территории планеты и охватывал лишь 30 % населения Земли.

Поэтому идея создания оборонного союза в Восточной Европе также может вскоре показаться не такой фантастической, а увеличение ее популярности по принципу снежной лавины, может привлечь все большее количество влиятельных людей. Хотя на сегодня едва ли не главным двигателем продвижения идеи Междуморья есть агрессивные действия РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.