«АУЕ» в Украине: кто и как тянет молодежь в криминал

"АУЕ" в Украине: кто и как тянет молодежь в криминал

В Украине появилась молодежная субкультура, прославляющая воровской уклад. Эксперты говорят: движение раскручивается «авторитетами», которые используют детей в своих целях

В Украине начинает зарождаться новая молодежная субкультура с криминальным окрасом. Ее лозунгом стала аббревиатура «АУЕ», которую расшифровывают как «арестантский уклад един». Этой фразой опознают себя «сидельцы», но недавно моду подхватили и десятки тысяч подростков, далеких от криминалитета.

Фанаты «до 18»

Как и многие веяния, распространяемые, главным образом, посредством соцсетей, мода на «АУЕ» пришла к нам из России. Там, по данным российских СМИ, она зародилась в небольших криминализированных городах и поселках Забайкалья, постепенно захватив и другие регионы. Теперь мода ширится и по Украине.

Косвенный признак этого — количество украинцев, подписавшихся на группы, пропагандирующие «АУЕ» в соцсетях. К примеру, в самых топовых из них, насчитывающих 150-200 тыс. человек, «наших» — от 8 до 40 тыс. Охватывают всю Украину — есть подписчики из Харькова, Донецка, Киева, Хуста, Ивано-Франковска и Львова. В украинской «диаспоре» «АУЕ» у абсолютного большинства явно нет уголовного прошлого, а каждому четвертому нет и 18 лет. Еще деталь — несколько украинских интернет-магазинов уже продают футболки с принтом «АУЕ» и двумя восьмиконечными «уголовными» звездами.

"АУЕ" в Украине: кто и как тянет молодежь в криминал

Понятия в обмен на «подогрев»

По словам собеседников «Вестей», движение запускают «в народ» криминальные авторитеты. «В тюрьме фраза «АУЕ» — это призыв к единству тех, кто находится или находился в тюрьме или колонии, — рассказывает «Вестям» 19-летний Сергей из Донецкой области, несколько лет назад отбывавший наказание. — Молодежь умышленно зазывается в круги криминальных авторитетов. «Бродяги» вносят молодым ясность (объясняют, как жить «порядочно»). А взамен с молодежи, которая за «АУЕ», берутся небольшие поборы в пользу тех, кто сидит».

Подтвердил нам это и один из киевских полукриминальных «деятелей»: «Про «АУЕ» не слышал, может, это больше в интернете распространено. Но у определенного круга подростков действительно в авторитете блатные лидеры. Они должны передавать передачи на зону — «подогревы». Есть понятие, что если ты на свободе занимаешься нелегальными вещами (например, продаешь наркотики), то должен «подогревать пацанов».

Чем «АУЕ» завлекает молодежь

Эксперты подтверджают: криминал ведет экспансию в молодежной среде Украины. Этому способствует как слабость правоохранительной системы, так поиск молодежью новых «идеалов».

Питательная среда для субкультуры «АУЕ» есть в регионах, где много колоний или часть населения отбывали наказание. Исторически это Донецкая и Луганская области, а также криминализированные Днепр и Запорожье. А в западных областях наличие сторонников «АУЕ» можно объяснить высоким распространением контрабанды.

«Преступные авторитеты серьезно влияют на психику подростков, у которых еще нет стойких взглядов. Они объясняют, мол, «законы государства вас не защищают, а у нас есть свои законы», — объясняет «Вестям» экс-глава Госпенитенциарной службы Сергей Старенький. — Сначала парню дают возможность почувствовать, что он крутой и в группировке может сделать то, чего не мог раньше. Например, отобрать кошелек или залезть в форточку и открыть для сообщников квартиру. Когда подросток хочет «сдать назад», ему говорят: «Братва же тебя научила по форточкам лазить, давай $1000 на общак, чтобы ты ушел». Попав в ловушку, выйти очень сложно».

По словам эксперта, так взрослые преступники вербуют в свои организации «шестерок», которые будут делать то, что взрослым не удобно. «Например, устроить какую-то провокацию или «докопаться» к кому-то, чтобы взрослые потом имели повод «защитить». Также в малолетние движения забрасывают «пробные шары», чтобы проверять реакцию государства и правоохранителей, ведь ответственность несовершеннолетних за большинство правонарушений меньше, чем для взрослых. Эта проблема серьезнее, чем многие думают. Мы видим, что люди перестают верить государству, в разы растет уличная преступность, а полиция не может адекватно реагировать на эти вызовы», — говорит Старенький.

По мнению нашего источника в кругах радикалов, тема «АУЕ» взлетела на фоне популярности на ютубе роликов про тюремную жизнь. «Сейчас много молодежи устремляются в «бродяги», видя, что творит полиция и власть — ищут тюремную романтику. У воров есть понимание, что молодежь на себя перетягивает МВД (создавая организации вроде «Азова»), и что ворам надо тоже молодежь не упускать», — рассказывает наш источник.

Но, по его словам, «АУЕ» в Украине — пока все же больше интернет-тренд. А реальный воровской мир сильно далек от соцсетей: «Плотно воровские группировки держатся в Одессе. Там сильный смотрящий и они молодежь приучают к понятиям. В Сумах смотрящий Лёра Сумской, они не «отдали» свою молодежь никому — там фанатское и правое движение слабое, заправляет босота. То есть, где смотрящие сильные, они удерживают молодежь в повиновении. В Киеве смотрящие менялись часто, так что сильного влияния тут нет».

Психолог Ирина Костенко отмечает, что в основном «АУЕ» увлечены молодые люди, которые не видят перспектив в жизни. «Это так называемая «болезнь трущоб». Такие группы делят общество на «свой-чужой». Не стоит думать, что это безобидно. Если систематически подпитывать аудиторию какими-то идеалами, а потом подтолкнуть к действию, то наверняка криминал из соцсетей выйдет и в реальную жизнь. Эти группы аполитичны, они живут по тюремным понятиям, но поскольку у каждой есть свой «ментор», то при необходимости они пойдут в любую сторону, которую им укажут», — сказала «Вестям» Костенко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.