600 богуновцев Сумрака. Как легендарный разведчик Игорь Гордейчук реформирует военный лицей — и что стоит на его пути

Сто одинаковых коек в казарме, сто одинаковых — черных, пронумерованных — пар резиновых тапочек под ними. Таких казарм шесть. Цели у их жителей тоже подобные, по крайней мере, чтобы они были такими, уже два года работает начальник Киевского военного лицея имени Богуна, Герой Украины Игорь Гордейчук (позывной — Сумрак). В 10 утра из своего кабинета он на большом экране наблюдает за тем, что происходит в закоулках заведения.

Между работой, утром и вечером, по несколько часов реабилитации — Гордейчук до сих пор приходит в себя после ранения, которое получил 2014 при выходе из Иловайская. Ходит медленно, опираясь на палку, но осанка ровная, по-военному вышколенная.

«Сила — в голове»

Гордейчук сидит в кабинете при открытых дверях — говорит, это тоже частичка открытой политики. Кресло директора лицея, в котором генерал-майор с 2016 года, — лишь отчасти новое для него. «Пока не могу вернуться в подразделение к боевой работе, нашел место, где могу быть полезным для Вооруженных сил. Не рискнул бы прийти в учебное заведение с окопа — это не шашкой махать. Но в свое время я два года работал в академии сухопутных войск, знаю, как учить и воспитывать », — рассказывает.

В одном углу монитора — спортзал. Десятки юношей синхронно сгибаются и разгибаются — качают пресс. Спортзал отремонтировали несколько месяцев назад, установили скалодром, обустроили пространство для челночного бега, для переноса «раненого». Другой уголок показывает библиотеку — тоже со свежим ремонтом, читальный зал с массивными красными абажурами на столах. Еще один пазл с экрана Гордийчука — лингафонный кабинет, здесь будущие военные учат английский.

Стадион — зимой лицеисты ездят на лыжах. Уже через Гордийчука улице установили мини-футбольное поле — теперь оно покрытая снегом, не убирают специально, чтобы не повредить покрытие. Внутри на этажах стальные перекладины и мотивационные надписи на английском у них, переводимых как «Будь сильным! Никогда не сдавайся! Неудачи и отговорки — это лишь первый шаг к успеху. Настоящая сила — в твоей голове. Она заставляет идти, даже когда тело хочет упасть ».

Вот в таких условиях учатся будущие военные 600 старших (во взводах, соответствующие 10-11 класса) в Киеве, двести пятидесятый Боярке (8-9 классы). Главное, что отличает их от курсантов военных учебных заведений — эти еще не составляли присяги. Лицеисты из Боярки дают такую ​​себе обещание, что в будущем станут военными. Уже когда переходят в Киев, это обещание вырастает до клятвы.

Но даже это не гарантирует несомненно, что лицеист пойдет служить в Вооруженные силы. Когда два года назад Игорь Гордейчук только пришел на должность, то из предыдущего выпуска едва 20-25 процентов ребят вступали в военные вузы. Подготовка к дальнейшему военного обучения и является целью лицея.

Год спустя каждый второй продолжил обучение в соответствии с клятвой. В 2018 году таких юношей было более 70. На сайте лицея он вывешивает фамилии тех, кто после выпуска не стал военным, называя их нарушителями долга, но это скорее призывов к совести. Гордейчук знать, что сделал все, что смог, когда выйдет на показатель в 90 процентов. Это работа не одного дня.

Люстрация

«Если на передовой можно проявить себя за день, два, неделю, то результаты измеряются годами. Ребенок должен расти естественно, ее подгонят к определенным выводам », — господин Игорь настроился, что работа будет долгой. Сначала Гордейчук взялся за люстрацию преподавателей. Только он пришел на должность, как пять или шесть преподавателей написали заявления на увольнение — новый директор предупредил, что тех, на кого имеет проверенный компромат, «не держит». Еще столько же людей ушло в следующем месяце.

Кого директор освободил сам, кто-то шел по собственной инициативе, потому что не захотел соглашаться на новые правила — или сам знал, что за ним водятся грешки. Зато Гордейчук набрал новых: обновил пятую часть персонала. Однако особенно разбрасываться кадрами невозможно. «Толковом офицеров не хватает — а нам надо еще и с педагогическим уклоном, психологической подготовкой, боевым опытом, и чтобы английский знал. Таких чтобы два десятка на всю страну набралось. Зато те, кто остался, — лучшие », — уверяет Гордейчук. Это не значит, что они могут расслабляться. Учителя, воспитатели, офицеры, командиры — все под постоянной опекой.

«Есть у меня несколько боевых побратимов в СБУ, военной прокуратуре, службе правопорядка, — прошу их проверить информацию, которая поступает анонимно. Большинство анонимок не подтверждается, но служит нам сигналом для профилактической работы. Родители так же помогают. Сокрушил все коррупционные схемы, о которых знал, потому что считаю, это единственный правильный путь. Воровать, врать нельзя — это основа », — говорит начальник лицея.

Получил золотую медаль, свободно говорит по-английски, имеет звание кандидата в мастера спорта, выбирает специальность, которая нужна ВСУ, — таким представляет себе идеального выпускника лицея Игорь Гордейчук. Чтобы он стал таким в реальности, надо поработать. Гордейчук выгнал из лицея мажоров, но всех проблем это не решило. Например, в прошлом году четверть лицеистов-выпускников не набрала необходимого минимума на ВНО по английскому. Тогда написали апелляцию из-за качества звука на аудировании, а на следующий учебный год дирекция сделала ВНО таким же приоритетом, как и военную подготовку. «Ребята, — сказал тогда Гордейчук. — Пройдет несколько лет, страна интегрируется в ЕС, НАТО. Мне будет стыдно, что вы не подготовлены к евроатлантического сообщества ». И теперь знать английский для лицеиста важно так же, как и метко стрелять в тире.

Сам Гордейчук говорит тремя иностранными: польском, немецком, английском. Как учил, вспоминает эмоционально: «При Союзе языка как специально учили так, чтобы ими не могли разговаривать. Все советское так построено: времени тратится много, эффективности — ноль. Я сам учил немецкий, первую свою иностранную, десятилетиями в трех заведениях: школе, училище, академии. В конце концов, изучил толком, когда сам занялся международным военным сотрудничеством: учился за границей, год находился в Афганистане. Одно-два занятия в неделю результата не даст. Надо со 2:00 ежедневно. Но главное — чтобы сами лицеисты захотели учить, я с этого начал ».

С лицеем соседствует ведомство Минобороны — департамент военной политики, стратегического планирования и международного сотрудничества. Гордейчук решил по-хорошему воспользоваться такого соседства и пригласил в заведение тамошних военных атташе и их помощников. Их восемь, они из Швеции, Дании, Канады, Австралии, Великобритании. Дважды в неделю (Гордейчук планирует, что скоро будет трижды) они проводят разговорные клубы для лицеистов. Поскольку никто из учителей не владеет украинским, ученикам ничего не остается, как находить взаимопонимание.

«Все делаем, чтобы умели говорить. Теория без практики ничего не стоит. Вижу, что лицеистам нравится общаться с настоящими военными — спрашивают у них все, даже шевронами меняются », — радуется Гордейчук. Он добавляет: английский — это не только для ВНО, и даже не для участия в миротворческих миссиях. Просто нынешний мир таков, что школьные оценки подтверждаешь течение жизни. «Боремся, чтобы наши воспитанники чувствовали себя людьми глобального мира. К этому нас вела одна революция, потом — особенно — евромайдан. Тайга, КГБ — не наш путь ».

Новое вступление

Но больше, чем с учениками, Гордейчук работает с родителями. Только пришел, придумал инициативы: «Стоп, коррупция» — во избежание лазеек при поступлении ( «магарыч», «порешать» — перечисляет). «Стоп, мажор» — потому что считает, что дети влиятельных родителей, отданные в лицей за непослушание, а раньше богатые родители рассматривали лицей, как возможность контролировать своих неадекватных детей, в критическую минуту не защищать родину. Полгода потратил, чтобы изменить документы о приеме. Ввели обязательное тестирование — оно и позволяет выявить тех юношей, которые не имеют собственной мотивации.

Теперь попасть сложнее. Перед вступлением каждый проходит медосмотр, составляет тест на физическую подготовку, экзамены (украинский язык и литература, математика, английский), а главное — идет на профессионально-психологический отбор. Там все и выясняется. Тестирование, несколько анкет, собеседование без присмотра родителей. Кто не готов, сразу раскалывается, что родители заставляют. Гордейчук сердится: «Мы не тоталитарное государство, силой не заставляет — только по мотивации. Зачем мне солдата, который сам в бой не хочет?».

Вряд ли будущий лицеист будет козырь при поступлении, если скажет, что предпочитает быть бизнесменом. Предпринимательство — это хорошо, но не в армии, считает Гордейчук: «Военный, который хочет зарабатывать, продаст все, даже Украина». Мечтой стать военным генерал-майор в детстве вдохновился от дяди. То время от времени приезжал со службы в село Железную на Ровенщине. Игорь еще рос активным парнем: лес, грибы, футбол, хоккей, лыжи, спортивное ориентирование. Дядя учил племянника: «Если какой-то момент почувствуешь, что быть военным — не твое, не стесняйся быстрее об этом сказать: освободишь резервное место для того, кто хочет».

Эту мудрость Гордейчук теперь передает своим воспитанникам. Один год обучения лицеиста обходится бюджету Минобороны примерно в 280 000 гривен. Каждый парень, который учится все четыре года, — это государственная инвестиция в более миллиона. «Это не для того, чтобы в минуту перед боем он сказал:« Не могу ». Поэтому лучше, когда он как можно быстрее освободит место для юноши из резерва.

Собрание

До 14.30 лицейную тишину встряхивают разве что звонки на перерыв. Тогда группа ребят высыпает в чайную — между главными приемами пищи здесь можно перекусить пирожками или сникерсами. А еще — «залипнуть» в телефон. Это ребята делают не с большим рвением, чем едят. Гордейчук смартфонов не терпит — случилось несколько неприятных историй. Когда он только пришел на должность, один из лицеистов погиб под колесами поезда — в наушниках не услышал гудка машиниста. Другой ученик лез на дизель, чтобы сделать Селфи. Ударило током. Перенес несколько операций. Выжил, но в лицей уже не вернулся.

Отбирать телефоны дирекция, согласно украинскому законодательству, не может — это частная собственность, Гордейчук возлагает ответственность на воспитателей. (О запрете смартфонов в школе в других странах читайте здесь). Но если у кого увидит наушники, то может забрать и их, и телефон. В прошлом году, было, ребята подрались. Один ударил другого о спинку кровати. Нашли виновника и попросили прочь. По двум генерал предпочитает не выгонять: «Всегда надо искать корень зла. А если двух, то с третьим — воспитателем, который не разобрался ». Если поймают на алкоголе, кражах, наркотиках, тоже скажут забирать документы.

Плох тот солдат, который не может сдать ВНО. Поэтому после обеда лицеисты готовятся к оценке: кто в казарме, кто на подготовительных отделениях при учебных заведениях. Потому которую характеристику не оставили абитуриенту в лицее, его шансы на поступление определяет ВНО. Правда, не для всех. Гордейчук признается: лицей привлекает не только тех, кто спит и видит себя в погонах, но и тех, для кого важны проживания / питания / социальную защиту. Есть льготы для сирот, детей тех, кто лишен родительских прав, вынужденных переселенцев — всего 78 таких лицеистов.

Еще в лицее есть 19 ребят, чьи родители погибли на войне и евромайдан. Дети, имеющие статус социально незащищенных, могут не беспокоиться, или составят ВНО, — лицей пишет ходатайство, чтобы лицеист сдал экзамены при самом учебном заведении. И для Гордийчука много значит, чтобы в лицеистов была мотивация к обучению, спорта, военного дела: не принужденно, а по собственному желанию. После того, как студенты поступят на военные специальности, дирекция отслеживает их путь: пишет письма в учебные заведения, собирает отзывы, подготовлены лицеисты.

— I’ve missed you (я соскучился за вами) — на английском начинает речь перед лицеистами Гордейчук. А потом говорит еще несколько фраз и просит перевести. В начале каждой четверти директор общается с учениками, это называется «вечером вопросов и ответов». Актовый зал — 600 лицеистов в нем — сначала молчит. Гордейчук подбадривает: мол, смелее. Тогда встает парень с третьего ряда и все безошибочно переводит. На английском здесь говорят по меньшей мере три раза в неделю. По понедельникам, средам и пятницам все команды отдаются этой иностранной. Общаются, по мере того, как может, тоже на английском. Это тоже часть плана «подготовки офицеров нового поколения».

Уже в лицее ребята могут получать свои первые боевые награды. Тех, кто лучше справляется с приоритетными уроками (защитой Отечества, физической подготовкой, предметами на ВНО), поощряют значками с символикой заведения. Ребята цепляют их в форму. Сегодня Гордейчук рассказывает воспитанникам лицея о том, что они, «богуновцы», должны знать и уметь. В заведении есть сотни документов, нормирующих требования по лицеистов. Игорь Гордейчук на их основе составил один. Уметь оказать медицинскую помощь, пользоваться огнестрельным оружием, ориентироваться на местности, не брать и не давать взяток — генерал зачитывает важнейший перечень требований. А еще хорошо, когда лицеист танцует вальс и не матерится.

Алексей Замотаев с четвертой роты с этими требованиями прислушивается. Он носит нагрудный знак «За успехи в изучении английского языка I степени». Папа мальчика — участник АТО. Алексей говорит, что здесь не просто открывает в себе военного, но и познает реальность: «Среди моих друзей есть те, кто не имеет родителей — родителями для них становятся офицеры. Здесь видишь жизнь из всех сторон ».

Подготовка к боям

Несмотря на идеализм, Игорь Гордейчук не кажется одиноким Дон-Кихотом. Психологиня заведения Ирина Кузнецова говорит: «Главное, что сделал генерал, — выдавил из лицея все советское, поставил все на новые рельсы». «Все советское», по ее мнению, это когда учения «из-под палки», а не по своей заинтересованности. К Гордийчука, вспоминает психологиня, никто не занимался, чтобы лицеисты учили английский, чтобы проходили первую боевую подготовку — то есть выезжали на полигоны, жили в спартанских условиях, стреляли, пробовали себя в роли разведчиков, оказывали медицинскую помощь. Ирина Кузнецова в лицее с 2014 года, с перерывом на декретный отпуск. Женщина из династии военных: дед, потом отец выбрали эту профессию. Жила в трех странах, училась в шести школах — пока семья моталась по миру.

Ирина Владимировна сначала работала фельдшером в военном госпитале, пока не поняла, что хочет большего. Этим большим для нее стал профессию психолога. В лицее она — еще и председатель профессионально-психологического отбора, проверяет, готовы ли лицеисты к службе. На ее глазах они вырастают из худощавых мальчишек к физически закаленных юношей: «Месяц-два — другие люди». Так, по ее мнению, происходит потому, что уже в лицее получают представление о том, что значит быть военным. В лицее установили мультимедийный тир, здесь учащиеся упражняются в стрельбе. Время от времени выезжают на полигоны. Бывают в военных вузах во Львове, Харькове, Одессе, Житомире. Стреляют, проходят военно-медицинскую подготовку, общаются с преподавателями. Когда вступают, уже знают, как устроен военный вуз.

«Выбирают профессию не потому, что в интернете фильмов о военных насмотрелись — знают, как все на самом деле», — говорит Кузнецова. Не сразу лицеисты становятся бойцами. «Представляете, приходят ребята, которые ни разу не могут подтянуться. — «Вот ленивые», — говорю. Немного троллю их », — добродушно посмеивается директор лицея.

В том главном универсальном документе он прописал правило: «Руководство лицея имеет не заставлять, а мотивировать». «Не могу гарантировать, что такой подход подействует через месяц. Это борьба за умы, за сердце — а это дольше, чем муштровать. В Афганистане нам почему трудно? Потому насильно отправляли. Хочу, чтобы лицеисты по своей воле шли в армию », — говорит Гордейчук.

Кому батальон, кому бумажки

Семнадцатилетний киевлянин Артур Чебанюк — за несколько месяцев выпускник. В будущем он видит себя специалистом по кибербезопасности. Говорит, после евромайдан начал следить за тем, как крепнет доверие к украинской армии — а потом и сам захотел стать военным. И нынешний мир таков, что информация — тоже оружие, уверен парень. «Мне интересно, как выведывать информацию в противника, как зашифровывать сообщения», — рассказывает лицеист. Теперь он особенно внимателен на уроках информатики, а еще усиленно учит предметы, необходимые для ВНО. Отец Артура — военный при Генштабе в отделении связи, поэтому в семье эта профессия имеет особый авторитет. «Быть ​​военным — это иметь честь, достоинство», — считает парень.

Давид Козаченок приехал учиться из Одессы. Признает: дома случались проблемы с дисциплиной. Было, закроется дома в комнате, как будто учит уроки (на самом деле нет). «Учился мало, все вокруг думали, что я безнадежный», — вспоминает. Однако, как уверяет парень, сам пришел к пониманию, что дальше так продолжаться не может. Как-то летом он приехал к сестре на каникулы. Гуляли Печерском — увидел лицей, понял, что именно военного порядка ему и не хватает. Сдал экзамены и оказался здесь. «В первый год обучения я думал о некоей« диванную работу »: одеть белый воротничок, устроиться юристом или финансистом и работать по расписанию». Пока впервые не поехал на полигон. Построение, бои, взрывы, тактика боя — все это так захватило парня, он передумал. Вернулся в казарму и решил: пойдет в сухопутные войска.

«О военных часто говорят: мол, сила есть — ума не надо. Я с этим не согласен, хочу доказать обратное. Ибо сам и учусь хорошо, и на поле боя себя могу проявить », — объясняет Давид. Парень любит шпионские и приключенческие фильмы. Хотя два года в лицее убедили его в том, что реальные условия жизни военного отличаются от побед в кадре, он не оставляет мечты стать супергероем. «Если ты военный, можешь стать кем угодно: участвовать в шпионских исследованиях, воевать во Французском легионе, быть агентом 007», — представляет парень. Не все его ровесники такие отважные: многие мечтают о сфере IT, юридическое образование. Давид пожимает плечами: «В армии всем хватит места: кому-то в батальоне, кому-то — бумажки перекладывать. Что кому по душе ».

«Пацаны, конкуренция»

Двое власти с выпускных взводов — родом один из Черновцов, другой из Бердичева — расстояние от ворот лицея до метро «Лыбидская» (1 километр 800 метров в гугл-картами) преодолевают за 15 минут. Ребята идут на занятия подготовительного отделения университета Шевченко, вступать в военный институт. Родители у них тоже военные. Ребятам по 17, они рассуждают, глядя в перспективу. «Если Украина вступит в НАТО, военные могут рассчитывать на большие зарплаты», — говорит один. «Мой папа говорит, что пока мы станем военными, уже война на востоке прекратится», — добавляет другой.

Ребята хоть и не круглые отличники, но в обучении сосредоточены. Английский, как уверяют, на уровне B1 — для будущих военных атташе по-другому и не годится. Оба — командиры отделения (это помощники старост в школе). Словом, солидные ребята, которые почти никогда не завиняють настолько, чтобы не получить освобождение в выходной. Раз или два все же случалось («Мы не идеальны»).

Хвастаются новым спортзалом: «Раньше был такой, как в обычной школе, а после ремонта как для спортсменов все». Говорят, учиться им здесь труднее, чем было в школах: по украинскому языку и по математике оценки упали на несколько баллов. Но в целом среда молодых мужчин стимулирует. «В школе как было: всегда найдется девушка, готовая ответить. Можно расслабиться, — рассуждает Влад из Черновцов. — В лицее жестче: пацаны, конкуренция. Всегда надо быть начеку ».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *